Стресс пред экзаменом. Профилактика переутомления


1 февраля. База по выбору предметов ЕГЭ закрыта. Начинается ответственный период по подготовке к ЕГЭ учащихся 11 классов. Уровень напряжения нарастает. Все непроизвольно попадают в стресс перед экзаменом. Собрание за собранием директор вместе с учителями рассказывают обо всей ответственности, которая лежит на родителях и на детях. Беспокойство учителей перед экзаменами обосновано – ведь хорошие показатели по ЕГЭ — это высокий рейтинг школы.

Дырявый спасательный круг

«Мама, у меня двойка по контрольной… Я не знаю, что мне делать…», — растерянный голос дочери поверг в шок. Как же так? Вчера моя дочь была уверена, что у нее четверка по пробной краевой контрольной, а сегодня директор сообщает, что из 15 человек, сдающих профиль по математике, 8 написали работы на двойки. Дети в панике, родители тоже. Ведь они ходят на дополнительные занятия.

Позже директор школы признается, что специально занизила оценки для того, чтобы повысить мотивацию учеников для улучшения показателей экзамена. Это еще один шок и стресс для родителей и детей! Педагог с 35-летним стажем вместо того, чтобы активировать учебный процесс, обесценивает старания детей, снижает оценки и через страх пытается влиять на результаты. Как можно доверять такому учителю?!»

Что это: педагогическая безграмотность или жест отчаяния? Зачем учитель так делает? Может, это такая своеобразная попытка профилактики стрессов перед экзаменами?

От такой «профилактики» учителя еще больше теряют свой и так невысокий авторитет, хотя объясняют свои действия лучшими побуждениями.

В любом случае, манипуляции оценками — явно не педагогический подход. Это все равно, что расписаться в своем бессилии и незнании, как сегодня необходимо учить детей.

В нашем случае стресс перед экзаменами у учеников увеличился в разы, парализовал и лишил многих детей последней уверенности в себе.

Как справиться с таким стрессом? Как избежать волнений, тревог? Как бороться с несправедливостью? И какие методы профилактики стрессов перед экзаменами самые действенные? Советы психолога, прошедшего тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в этой статье.

Воронка страха перед экзаменом затягивает

Беспокойство родителей за своих детей естественно. Родители переживают, как дети перенесут такой экзамен. Когда к этому беспокойству добавляется еще давление со стороны школы, страхи родителей увеличиваются многократно. И вот уже сами дети в предэкзаменационном стрессе.

Они и так должны выучить и воспроизвести огромное количество информации — дополнительный стресс перед экзаменом в результате запугивания никак не способствует повышению результатов, а, напротив, значительно снижает их. Так как все силы уходят на то, чтобы справиться со стрессом, психические свойства человека уходят в минус, нарушается мыслительная деятельность, способность к сосредоточению.

В результате, стресс перед экзаменами как снежной лавиной, накрывает учителей, учеников и родителей.

Учителя испытывают сильнейший страх за свою репутацию, премию, рабочее место и рейтинг школы. А родители — страх и сильнейшее беспокойство за результаты детей на экзаменах, их дальнейшее поступление.

Фундамент уверенности детей — спокойствие родителей

Детям тоже страшно. Но когда они видят страхи и тревоги учителей и родителей — они становятся полностью дезориентированы, теряют фундамент под ногами. Так как для любого ребенка гарант его развития — это чувство защищенности и безопасности, которое он получает в первую очередь, от родителей, и только во вторую — от учителей и школы.

Если ребенок боится, сомневается в себе, задача родителей — оставаться спокойной и надежной опорой для своего ребенка. Даже когда родители видят, что учителя явно поступают несправедливо, ребенок должен чувствовать, что мама и папа в любом случае «за него». Если родители чрезмерно испытывают стресс перед экзаменом ребенка, то сам ребенок теряет внутреннюю опору, так как собственные механизмы защиты от стресса пока еще не выработаны. У них пропадает желание что-либо делать, может наступить какая-то апатия, лень. Ни в чем не видят смысла. Так срабатывает подсознательный защитный механизм, как способ избавиться от стрессовых состояний.

Существует очень много способов, как справиться со стрессом перед экзаменом, но все они работают, только, если соблюдается главное условие — чувство защищенности и безопасности от родителей.

Лучшая профилактика стресса перед экзаменами — не потерять управление

Конечно, главная профилактика стресса — это хорошая подготовка к ЕГЭ. И начинается она задолго до самих экзаменов.

Все дети, без исключения, хотят учиться. Познавать — это их естественное природное желание.

Механизм познания мира есть уже у младенца — попробовать на вкус все, что оказалось в руке. В школе он постепенно усложняется — до изучения математических функций, решения генетических задач по биологии, изучения истории, литературы. Но если естественное желание познавать окружающий мир нарушается, ребенку все сложнее дается обучение. В результате, он может и вовсе потерять способность к обучению.

Как правило, такие нарушения происходят во время стрессовых ситуаций, когда все силы ребенка уходят на то, чтобы бороться со стрессом, а сил на познавание и обучение уже не остается. У каждого ребенка разные психические особенности. Что для мотивации одного ребенка хорошо, то другому совсем не пойдет на пользу, а иногда даже может быть разрушительным.

Например, дети с кожным вектором, очень подвижные, активные. Эту активность нужно сполна задействовать. Стресс для такого ребенка, когда его заставляют «сидеть ровненько», и все силы его уходят на то, чтобы справиться со своей природной активностью, в которой его еще и обвиняют. Если создать атмосферу соревновательности, обязательно поощрять за успехи, такие дети будут лучше усваивать материал, и интерес к обучению у них никогда не пропадет.

А вот медлительного ребенка, который усидчивый по своей природе, наоборот, нельзя подгонять и торопить. Для него стресс — если его заставляют делать все быстрее, тогда его силы уходят на то, чтобы бороться со своими психическими особенностями, которые невозможно изменить. Он обладает хорошей памятью, способность к обучению у него очень высокая от природы. Но если он не получает поддержку и справедливую похвалу за хорошо выполненное задание, может даже из-за обид потерять желание к обучению.

Поэтому создавать мотивацию для того, чтобы ребенок мог освоить, например, математику, нужно по-разному. Одних вызываем на соревнование, других, наоборот, не торопим и даем качественно подготовиться и сделать работу. Для лучшего запоминания информации некоторым детям особенно помогают образные сравнения, а для четвертых нет ничего лучше тишины и покоя. В статье «Математика — универсальный инструмент познания мира » даются очень точные рекомендации на эту тему.

Если бы обе стороны в нашей истории — и учителя, и родители, знали о том, как лучше вовлечь детей в учебу, им не приходилось бы манипулировать оценками, запугивать и разными другими способами «повышать урожай» во время его сбора.

Знание психических особенностей каждого ребенка дает возможность понять, как лучше помочь ребенку в период подготовки к экзаменам, и в день самого экзамена или контрольной. Наличие стресса и волнения в этот период — это неизбежность. Важная задача — его не усугубить, а смягчить, помочь справиться с волнением.

Второй шаг для профилактики стресса перед экзаменами — правильная организация режима дня для каждого ребенка.

  • Например, для шустрых и активных детей с кожным вектором — срочно вводим РЕЖИМ ДНЯ И ЗАРЯДКУ. Это помогает им быть более организованными, собранными и сконцентрированными. В итоге они не мельтешат при стрессе.
  • Медлительных детей ни в коем случае НЕ СЛЕДУЕТ ТОРОПИТЬ. И в день перед экзаменами или контрольной, необходимо подготовиться заранее, разложить, как говорится, все по полочкам и НЕ ПОДГОНЯТЬ, встать немного раньше, чтобы все успеть. Размеренные действия и достаточное время для сборов не спровоцируют состояние ступора в стрессе.

В статье «Что делать, когда любая контрольная — стресс для ребенка ?» даются также очень точные рекомендации. Предлагаем вам с ними ознакомиться.

Чувство защищенности со стороны родителей, правильно организованный процесс обучения — и никому не придется испытывать стресс перед экзаменами, а наоборот, полноценная подготовка поможет наилучшим образом справиться с беспокойством.

«… Диплом был готов, но впереди меня ждала еще одна сессия и 14 задолженностей, которые надо было сдать за месяц. В институт меня зачислили в конце четвертого семестра и всю разницу программ первого образования и второго приходилось сдавать параллельно с основной учебой.

Весь декабрь я занималась и днем, и ночью. Я не знаю как, но я сдала самостоятельно все хвосты и сессию к 28 января. Я не купила ни один экзамен и ни один зачет, я их сдала! Преподаватели просто общались со мной, шли навстречу, они даже четверок мне не хотели ставить!))

На последнем экзамене по антропологии мы разговорились с преподавательницей. Она же является заведующей подразделения конструкторов на кафедре Конструирования и Технологии швейных изделий. Оказалось, мой опыт и знания работы швейного цеха в живую очень ценны. Она пригласила меня в магистратуру и попросила подумать, не хотела бы я в будущем преподавать у них на кафедре.

Вот с таким потрясающим результатом я вернулась домой в Минск. Впереди ГОСы и диплом. И после этого мне так не хочется расставаться с Питером! (учусь в Санкт-Петербурге)

Системно-векторная психология пришла в мою жизнь очень вовремя. Мне как будто разрешили жить. Стала легко идти на контакт с самыми разными людьми. Раньше в поезде с попутчиками особо не общалась, а теперь столько интересных людей встречаю!..»

Ольга Х-К., конструктор одежды, Гродно

Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции тренинга Юрия Бурлана Системно-векторная психология можно по ссылке.

Автор Светлана Козловская, психолог
Корректор Амир Сетдиков

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: психология эксклюзив

1 Июл, 2020 Комментариев: 0 Просмотров: 678
Теги: Дети ответы

Источник: svp.expert

Еще немного времени,  и у школьников и студентов наступит нелегкая пора — период сдачи экзаменов. Стресс — основной попутчик учащихся в это время. Это субъективные ощущения, которые возникают у ребенка, когда ему кажется, что он не в состоянии справиться с требованиями конкретной ситуации. Отсутствие уверенности в себе, поддержки со стороны близких может спровоцировать развитие депрессии. О том, как помочь ребенку в этот нелегкий для него период, рассказывает врач по гигиене детей и подростков.

Подготовка и сдача экзаменов напрямую связаны с большим напряжением для организма учащегося.  Речь идет не только об эмоциональной нагрузке: сюда входит и интенсивная умственная деятельность, когда необходимо сосредоточиться и за короткий период времени запомнить большой объем информации, и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна. Все вышеперечисленное приводит не только к перенапряжению нервной системы, но и отрицательно влияет на общее состояние растущего организма: снижается работоспособность, сопротивляемость к различным инфекционным болезням, обостряются уже имеющиеся заболевания. Дети с отклонениями в состоянии здоровья особенно тяжело переносят экзаменационный период, поскольку для мобилизации ресурсов им необходимо больше сил. Так дети с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями (II и III группы здоровья соответственно) потратят больше времени на подготовку, в то время как их здоровые сверстники выдерживают более сильную нагрузку.

Поэтому, если у ребенка появились признаки переутомления (тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость), не исчезающие после ночного сна, снизился или пропал аппетит, сам ребенок жалуется на головную боль,   или боль иной локализации, не отмахивайтесь от него, объясняя такие проявления  его нежеланием постигать азы науки, а займитесь профилактикой.

Профилактика переутомления основана на гигиеническом нормировании: режим труда и отдыха школьника, достаточный сон, правильное питание.

Родителям необходимо помочь ребенку правильно спланировать время, отведенное на подготовку к экзамену, посоветовать, как лучше распределить билеты по дням. Первыми пусть подготовит пропущенные или плохо усвоенные  им материалы, не оставляйте все на последнюю ночь перед экзаменом. Выслушайте пересказ определенной темы, при необходимости,  постарайтесь объяснить сложные моменты. Если ребенку сложно запомнить формулы или даты исторических событий, эту информацию можно написать на листах бумаги крупным шрифтом и развесить на стенах квартиры.

Не забывайте устраивать перерывы во время подготовки к экзамену: каждые 45-50 минут работы необходимо чередовать с 10-15 минутным отдыхом. Во время таких «переменок» нужно сменить вид деятельности: пусть ребенок подвигается, попрыгает, потанцует, поиграет с домашним питомцем или погуляет с ним на улице. Пока ученик отдыхает, помещение, в котором он работал, обязательно проветривается, чтобы исключить гипоксию. Что касается прогулок на свежем воздухе, то их необходимо проводить не меньше двух раз в день: будут ли это пешие прогулки или  спортивные игры — пусть ребенок решит сам. Только помните, что чрезмерная физическая нагрузка в данный период также  не рекомендуется, она только ослабит организм.

Учащийся может заниматься интенсивным мозговым штурмом до 9 часов в день, более длительное сидение за учебниками снизят продуктивность процесса. Поэтому нужно обеспечить ребенку полноценный ночной сон, продолжительность которого должна составлять не менее 8-8,5 часов. Чтобы отдых был продуктивным, —  спать нужно в хорошо проветренном помещении, а занятия завершить не менее, чем за час до отхода ко сну. Не стоит сокращать время сна в пользу подготовки, потому что во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Нужно обязательно выспаться накануне экзамена, так как ночные «доучивания» вряд ли дадут результаты. Если ребенок очень устал, то для восстановления работоспособности он может поспать днем в течение 1-1,5 часов, более длительный сон только расслабит ученика и выбьет его из рабочего ритма.

Питание во время подготовки к экзаменам должно соответствовать энергетическим затратам. В этот период школьнику требуется достаточное количество белков, витаминов, растительных жиров, причем их оптимальное соотношение между собой и углеводами.  Употребляйте в пищу мясо, рыбу, сыр и кисломолочные продукты. Обязательно вводите в рацион больше фруктов и овощей, ведь сидячий образ жизни неблаготворно влияет на функцию кишечника.  Есть нужно каждые 3-4 часа, даже если очень заняты — сделайте перерыв на обед. Редкие приемы пищи приводят к перееданию: большие объемы еды   вызывают перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Сложно заставить ребенка пойти на кухню? Эту проблему можно решить организацией перекусов: поставьте на рабочем столе тарелки с сухофруктами или орехами. Немного шоколада тоже не помешает — мозгу нужна глюкоза. Учитывая повышенную в потребность учащихся в витаминах (ссылка на нашу статью про витамины), целесообразно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов (ссылка).

Утром перед экзаменом ребенок должен позавтракать, пусть это будет что-то легкое: каша, йогурт, сок, особенно свежевыжатый, или творог, сыр, сладкий чай. От кофе лучше отказаться, лишняя возбудимость сейчас не нужна.

О том, стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам, повышающим работоспособность и память, лучше поговорить с врачом. Не следует прибегать к седативным средствам на спиртовой основе. Если есть необходимость — лучше заварить пустырник или валериану.

Родители, помните: не стоит оказывать психологического давления на ребенка в этот нелегкий для него период, он не должен находиться в по­стоянном опасении оказаться неуспешным.  Поддержите его, он должен знать, что Вы его цените независимо от результата экзамена.  Подкрепляйте его уверенность в себе, своих знаниях и способностях. А после экзамена обязательно поощрите посещением кино или иного желаемого для него места

Источник: www.gigiena-saratov.ru

Рекомендации психолога

Профилактика экзаменационного стресса

Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание». А в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания.

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса.

Причин экзаменационного стресса несколько:

-интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса,

это отрицательные переживания.

Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.

1. Помните, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

2. Готовясь к экзамену, настраивайтесь на успех, подкрепляйте свою уверенность в собственных силах, говоря себе:

«Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню».

2. Избегайте паники. Останавливайте негативные мысли. Скажите себе «СТОП», как только начнете паниковать.

3. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя

«Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

4. Очень часто бывает трудно запомнить большой по объему материал не из-за плохой памяти, а из-за неуверенности в собственных силах: дескать, я никогда не запомню то, о чем написано на ста страницах. Правильно настроить себя помогает аутогенная тренировка:

«Я отдыхаю, настраиваюсь на обучение.

Мне необходимо собраться.

Моя память необычайно сильная.

Моя память стала сильной. Все, что вижу и слышу, запечатлевается в моей памяти. Моя память сохраняет все. Запоминаю легко и непринужденно. Смогу вспомнить все, когда это понадобится. Моя память необыкновенно сильна. Моя память активно поглощает всю информацию. Я полностью управляю своим восприятием. Мое восприятие активно, мысли быстрые и четкие. Мышцы подвижные, упругие, легкие. Дыхание ровное и сильное. Я бодр и спокоен. Я полностью подготовил себя для обучения».

5. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.

6. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно окончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства.

Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что вы хорошо подготовились и умеете делать все, что от вас требуется. То есть, сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (повезет – не повезет), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Как избавиться от стресса

Адаптационные возможности организма человека очень высоки. Но у них есть предел. И уровень адаптации у каждого индивидуальный. Поэтому к поиску способов борьбы со стрессом нужно относиться серьезно и знать, что, когда и как применять.

Например, такие способы, как съесть шоколадку или посмотреть любимый фильм — могут оказать положительный эффект только при одноразовой стрессовой ситуации, вызванной незначительным конфликтом или небольшой неудачей в каком-либо не жизненно-важном деле.

Если же человек постоянно находится в очень напряженной психологической обстановке или в любой момент может в нее попасть, ему обязательно нужно задуматься об укреплении собственной стрессоустойчивости, выработать своего рода иммунитет. Для этого необходимо почаще прислушиваться к себе.

Современная технология быстрого устранения стресса рекомендует метод под названием «дебрифинг», который направлен на снятие острого стрессового состояния человека..

Суть его заключается в многократном пересказе всех подробностей и деталей пережитой стрессовой ситуации. Делясь неприятными впечатлениями, человек с каждым новым пересказом высвобождает эмоциональную память, испытывает все меньше и меньше волнения по поводу случившегося и обретает контроль над своим эмоциональным состоянием. Если не провести дебрифинг сразу после случившегося, есть опасность, что негативный опыт глубоко травмирует психику и может перейти в хроническое тревожное состояние. Этот метод используют довольно часто, не задумываясь над тем, что помогает им восстановить душевное равновесие. Именно вечерние посиделки в кругу родных, когда каждый член семьи делится впечатлениями о прошедшем дне, учебе, работе, начальнике, друзьях и т.п., или многочасовые телефонные разговоры подружек — и есть дебрифинг, хотя многие об этом даже не подозревают. Выслушивать откровения могут не только близкие, но и малознакомые люди. Главное, чтобы их ответные действия были правильными. Очень важна полноценная поддержка, многое зависит от того, кто находится рядом. Если рядом педагог, необходимо с вниманием отнестись и постараться понять эмоции и чувства, которые испытывает ваш собеседник. Полноценная поддержка должна быть похожа на общение родителя с ребенком, у которого разбита коленка.

Не всегда следует полагаться только на помощь других людей.

Заботясь о собственном спокойствии, каждый человек должен помнить о наличии в нем скрытых резервов, готовых в любой момент дать отпор стрессу. В каждом из нас сокрыта так называемая «шкатулка самоподдержки». Она заключает в себе известные только нам приемы, способствующие нашему скорейшему избавлению от душевного кризиса. К таким приемам может относиться физическая нагрузка: массаж, шейпинг, йога, бассейн, бег, ходьба. Физическая нагрузка дает ощущение собственного тела, контроль над ним. Это способствует обретению контроля над ситуацией. Благодаря ритмичным движениям человек сначала успокаивается, «берет себя в руки», затем начинает логически мыслить и рассуждать, а это уже большой плюс на пути к внутренней стабилизации.

Еще один прием — релаксация и медитация. С давних времен известно, насколько полезно музыкальное сопровождение, чем бы вы ни занимались. Музыка способна погрузить в состояние грусти и меланхолии или, наоборот, поднять настроение, побудить к действиям. Прослушивание успокаивающей или динамичной музыки оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние человека. Не менее важны в этом смысле и запахи. Для того чтобы полностью забыть о неприятностях, рекомендуется использовать энергоресурсы, такие как прогулки на природе, контакт с животными и т.п. Используя энергоресурсы, вы «отключаетесь» от волнений сначала на время, но есть вероятность, что вы и вовсе забудете о них. Полезно прибегать к помощи приема, который условно обозначается как «банк поглаживаний». Суть его заключается в том, чтобы доставить себе удовольствие и радость давно проверенным способом. Например, купить новую вещь, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями.

«Скорая помощь» в стрессовой ситуации

1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох .Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание – главный компонент психосоматического равновесия.

2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.

3. Перед экзаменом аутотренинг:

«Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно»

5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд.

6. Хорошим релаксационным эффектом обладает музыка. Она способствует локальной концентрации. Локальная концентрация рефлекторно вызывает мышечное или иное расслабление.

Способы снятия нервно-психического напряжения

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.
Некоторые ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором
. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука». Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья.

Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.

Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины. Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Обучение учащихся приемам мышечной релаксации

Подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации (по Джейкобсону)

Еще в 2020 г. В исследовании, проведенном в Гарвардском университете, было обнаружено, что стресс и тревога связаны с мышечным напряжением. Прогрессивная мышечная релаксация представляет собой инструмент, который можно использовать для снятия мышечного напряжения и, следовательно, стресса и тревоги. Это — система последовательного и упорядоченного напряжения и расслабления основных мышечных групп, направленная на достижение полного расслабления. Это достигается благодаря двум процессам:
•  Напрягая, а затем расслабляя мышцы, идет импульс для достижения более глубокого уровня расслабления.
•  Напрягая, а затем расслабляя мышцу, можно сравнить состояние расслабления и напряжения
. Итак:
•  Релаксация позволяет сравнить ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
.
•  Стресс и тревога связаны с мышечным напряжением
.
•  Уменьшая мышечное напряжение, снижается уровень тревоги и стресса.

Источник: infourok.ru

Экзамены (особенно выпускные) — серьёзное испытание. И почти всегда стресс, с которым необходимо как-то справляться. Потому что короткий стресс ещё можно вынести, а вот постоянный на протяжении почти целого года выносить уже сложно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причин стресса много. Мы живём в мегаполисе, где всё вокруг — это сплошная причина для беспокойства: метро, пробки, толпы людей, шум. Добавить ко всему этому страх из-за экзаменов, переживания по поводу первой любви, критику со стороны учителей или родителей, и получим все основания для назревающего стресса. Причём стресс может быть и полезным.

  1. Во время стресса наш мозг работает лучше, так как связь между нейронами (нервными клетками) упрочняется.
  2. Стресс усиливает иммунитет (но если стресс хронический, то защита организма наоборот ослабевает).
  3. Стресс — это своеобразный тренажёр для нашей психики и эмоций.
  4. Стресс помогает стать мотивированным. Это так называемый элеустресс — полезный стресс, при котором времени на переживания и рефлексию нет. А все внутренние ресурсы брошены на устранение проблемы и достижение результата.

Как справиться со стрессом перед экзаменом

Сложности борьбы со стрессом возникают из-за того, что он у всех проявляется по-разному, поэтому и справляется с ним каждый по-своему. Нет волшебного лекарства от предэкзаменационного стресса, но есть способы, которые отлично помогают легче его пережить.

1. Надейся на лучшее, готовься тоже к лучшему. Не надо программировать себя мыслями вроде «какой будет ужас, если я не сдам», «родители будут очень разочарованы», «я так плохо готов, что точно не выйдет». Нужно срочно забыть как страшный сон эти фразы. И начать думать позитивно, потому что всё начинается с наших внутренних установок. Если ты думаешь, что справишься, — так и будет. Нужно чаще говорить самому себе: «я прикладываю максимум усилий для достижения результата, всё обязательно получится». И обязательно не забывать хвалить себя даже за небольшие успехи (ещё вчера решал только 15 заданий, а сегодня уже могу решить шестнадцатое).

2. Создай образ экзамена. Чтобы снизить вероятность того, что от волнения забудешь, можно ли делить на ноль, постарайся как можно точнее моделировать ситуацию экзамена. По шагам мысленно проживай день Х: вот ты заходишь в кабинет, садишься за парту, вот раскрываешь конверт с материалами и так далее. Чем подробнее будут твои представления об экзамене, тем меньше паники будет в тот самый ответственный день.

3. Пиши пробные экзамены. Это отличная тренировка. Олимпийский чемпион не сразу оказывается на олимпиаде и берёт золото. До этого он проходит областные, региональные и всероссийские соревнования. Представь, что экзамен — это своеобразная олимпиада, а пробные работы — это возможность выступить на более простых соревнованиях и приобрести необходимый опыт.

4. Отдыхай. Не видел друзей несколько месяцев? Зубришь 24 часа в сутки? Не бываешь на улице кроме как «в школу-из школы»? Дело плохо и нужно срочно исправлять это! Наша нервная система — это не вечный двигатель, и организму просто необходим отдых. Кстати, вы же помните, что отдых — это смена деятельности? Переключись на что-нибудь активное: лыжи, плавание, танцы, спортзал. Это поможет набраться энергии. Поиграть за компьютером в четырёх стенах — это не лучшая идея, мозгу нужен кислород, а телу –физическая активность.

5. Занимайся творчеством. Да, именно творчество считается одним из самых эффективных способов борьбы со стрессом. Недаром многие известные художники или писатели создали шедевры в те периоды жизни, которые явно не шь спокойными. Давно хотел порисовать, написать стих, научиться петь или танцевать? Не бойся потратить на эти занятия пару часов в неделю, это будет только на пользу.

6. Здоровое питание и полноценный сон. Постарайся в стрессовые периоды жизни не употреблять напитков, содержащих кофеин, откажись от быстрых углеводов (булочки, молочный и белый шоколад, печенье, чипсы и прочие прелести оставим на потом). Попробуй употреблять в пищу больше белков, а вредные сладости замени мёдом и орехами. Память и внимание будут благодарны тебе! Кстати, для памяти очень полезно есть греческий йогурт, орехи, авокадо, рыбу, чернику и корицу. Так что, изучая очередной конспект, можешь перекусить чем-то из этих продуктов.

7. Не сдерживай эмоции. Ты же не робот, верно? А людям свойственно переживать, так что не стоит замыкаться и думать, что никто тебя не поймет. Обязательно поймут и поддержат. Не стесняйся показаться эмоциональным, расскажи близким людям, почему ты волнушься, что именно в экзамене тебя пугает.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: mel.fm

Статья выявляет причины возникновения экзаменационного стресса, раскрывает меры профилактики состояния тревожности у учащихся основной школы.

Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного стресса.

Человек с течением времени приспосабливается к условиям, вызывающим психофизиологическое напряжение. Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на действие какого-либо фактора, а стрессовый фактор — это любое воздействие на организм, вызывающее реакцию напряжения [7, с. 156].

Адаптация организма к изменяющимся условиям среды начинается с общего адаптационного синдрома — реакции общезащитного характера. При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности функционирования систем, ответственных за адаптацию. P. M. Баевский считает, что общий адаптационный синдром обеспечивает мобилизацию функциональных резервов организма, а перенапряжение и истощение резервных механизмов сопровождается уменьшением согласованности элементов функциональных систем, ухудшением их синхронизации [2, с. 136].

В. В. Марков приводит пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. «На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения; на второй — прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия); на третьей — возникают физиологические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повышается давление, появляются признаки нарушения в пищеварительной системе, тупые боли в области живота; следующая, четвертая стадия, когда человек осознает начало болезни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор» [5, с. 57].

Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций. Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — экзаменационный стресс. Он является главной причиной, вызывающей психическое напряжение у выпускников.

Подготовка и сдача экзаменов вызывают большое напряжение организма школьников: интенсивная умственная деятельность, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха и сна, эмоциональные переживания.

Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления, сужением или расширением кровеносных сосудов, частоты дыхания, расстройством пищеварительной системы, выделением слюны, изменением диаметра зрачка, работы сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто наблюдается расстройство менструального цикла. Чаще всего обучающиеся отмечают состояние тревоги и депрессии, быструю утомляемость, нарушение сна. При сильном стрессе наряду с перечисленными изменениями меняется общее поведение человека, возникает общая реакция возбуждения, проявляющаяся в беспорядочных, некоординированных движениях, жестах, сбивчивой и неясной речи. При чрезмерном стрессовом воздействии наблюдается обратная реакция — общее торможение, скованность, отказ от деятельности.

Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести, по мнению В. М. Кадневского, к снижению результатов [4, с. 163]. Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности, особенно обостряющихся в присутствии более подготовленных товарищей. Тревожность может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления [6, с. 198]. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях.

Используя метод педагогического наблюдения и анкетирования выпускников средней общеобразовательной школы № 6 г. Верхняя Салда, мы выявили, что уже в начале учебного года у выпускников определяется умеренно выраженная тревожность и напряжение в учебной деятельности. Стоит отметить, что нередко педагоги являются стимуляторами стресса, которые вызваны личным напряжением перед экзаменами или некомпетентностью по предмету. Во время сдачи экзаменов многие высокотревожные субъекты терпят неудачи не потому, что им не достает способности, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. Некоторые ученые отмечают, что только 25 % выпускников не испытывали страха и тревоги.

Было установлено, что чувство беспомощности чаще всего возникает у человека тогда, когда неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности в усложненной обстановке, и у него пропадает желание прилагать дальнейшие усилия для достижения цели. Нехватка знаний может являться основной причиной снижения эмоционально-положительных мотиваций.

С другой стороны — при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого себя, чувство беспомощности возникает реже и обеспечивает положительный результат деятельности.

Проанализировав и обобщив педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме, мы выяснили, что для снижения экзаменационного напряжения организма выпускников в практическую деятельность учителя должны внедряться новые формы и методы работы. Они будут тренировать учащихся к объективной оценке ситуаций, создающихся во время проведения любых форм контроля, и способствовать снятию стрессовых ситуаций, а, следовательно, сосредоточению учащихся в получении более высоких результатов.

В данном случае введение ОГЭ как формы итоговой аттестации благоприятно воздействует на психику человека. По результатам опроса тестовая форма экзамена лучше воспринимается учащимися. Поэтому в основу подготовки к экзаменам должен быть положен текущий, индивидуальный, систематический контроль знаний учащихся при приоритете тестовых форм (тесты с выборочным ответом, тесты с многовариантным выбором ответа, программированный контроль). В настоящее время эти формы успешно используются в школе. Тестовый контроль без значительных эмоциональных затрат может повторяться, обеспечивая лучшее усвоение материала, так как времени на контроль в тестовой форме автоматически получается больше — это плюс, потому что не все дети работают с равной скоростью. Обучение учащихся приемам аутотренинга также снижает экзаменационное напряжение.

Важным профилактическим средством экзаменационного стресса является сразу выставленная оценка. Незнакомые помещения, преподаватели и длительное ожидание усугубляют обстановку. У учащихся с высоким уровнем тревоги во время экзаменов происходит ослабление адаптационно-приспособительных механизмов, поэтому они представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни.

Анализ влияния этих факторов на успеваемость и физиологические характеристики, отражающие уровень эмоциональной напряженности, приводит к снижению уровня тревожности, а значит и позволяет избежать неблагоприятных изменений состояния организма учащихся при экзаменах. Мы выяснили, что уменьшению тревожности способствуют:

—          предварительная подготовка, создание ситуаций, моделирующих экзаменационный стресс, разучивание рациональных форм поведения в напряженных ситуациях;

—          оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

Учащиеся, которые занимаются спортом, лучше адаптированы к экзаменам, отличаются высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциях организма, выявляемых после экзамена [2, с. 35];

—          проигрывание в аудитории перед экзаменом функциональной музыки. Под влиянием музыки уменьшается прирост частоты сердечных сокращений и артериального давления, при этом лучше действует классическая музыка, по сравнению с джазовой. Рекомендуется включать музыку непосредственно во время экзамена [3, с. 32].

Необходимо отметить, что во время подготовки к экзаменам учащиеся должны строго соблюдать режим дня с достаточной продолжительностью сна и правильно организованным питанием. М. В. Антропова указывает, что при обследовании меню школьных завтраков и обедов их калорийность и содержание основных ингредиентов были сниженными от 21 до 80 %, при явном недостатке витаминов и минеральных солей [1, с. 30].

На развитие экзаменационного невроза влияет эмоционально-стрессовая психологическая атмосфера в семье. Воздействие этого фактора на функциональное состояние и психику учащихся значительно возрастает при ухудшении благополучия и нервозности родителей. Интенсивность проявления экзаменационного стресса зависит также от состояния здоровья выпускника и его адаптационных возможностей.

Из вышесказанного следует, что уровень здоровья выпускников школ довольно низкий, а их психо-физиологическое состояние приближается к показателям взрослых, и они могут делать правильный выбор из многоальтернативных ситуаций, длительно сохранять умственную работоспособность в условиях напряженной деятельности (временной лимит, неизвестная обстановка). Тем не менее, в условиях неполноценного здоровья и, как следствие, неадекватности процессов адаптации ко все более возрастающим учебным нагрузкам могут развиться неблагоприятные реакции при выходе из стрессовых ситуаций, что может снизить результативность сдачи экзаменов.

Таким образом, для профилактики срывов во время сдачи экзаменов, в том числе и в форме ОГЭ, необходима научно обоснованная система подготовки к ним.

Литература:

1.         Антропова М. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся //Здравоохранение Российской Федерации, 1997. -№ 3. -С.29–33.

2.         Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний.- М.: Медицина, 1997. -256с.

3.         Калашников A. A., Сауткин B. C., Косова Л. В. К вопросу о профилактике нервно-эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов //Гигиена и санитария. — 1982. — № 5. — С.32–35.

4.         Кадневский В. М. К вопросу о создании обучающих тестовых систем по учебным дисциплинам образовательного стандарта // Поиск новых форм взаимодействия вузов со школами. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов V Всероссийской научно-методической конференции. — М., 2003. -С. 163–164.

5.         Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Academia, 2001. — С.57–59.

6.         Педагогический энциклопедический словарь — М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 527с.

7.         Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 207с.

Основные термины (генерируются автоматически): экзаменационный стресс, артериальное давление, общий адаптационный синдром, пищеварительная система, сдача экзаменов, время сдачи экзаменов, учащийся, чувство беспомощности, экзаменационный невроз, ситуация.

Источник: moluch.ru

Профилактика экзаменационного стресса

Экзамен — испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Современным школьникам предстоит пройти сложное испытание, которое  носит название ЕГЭ — единый государственный экзамен для выпускников 11 класса и ГИА — государственная итоговая аттестация для выпускников 9 класса. Май — июнь — период напряженной работы, эмоционального подъёма, полный тревоги, ожиданий.

Экзаменационный стресс — один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140–155 мм ртутного столба.

 У отдельных учащихся систолическое (верхнее) артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170–180 мм рт.ст., а пульс — до 120–130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки.

 Совершенно очевидно, что перед родителями, педагогами и врачами встаёт проблема охраны нервно-психического здоровья школьников.

Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.

Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы. При стрессе, как правило, имеются следующие признаки, которые могут быть отнесены к одной из четырёх групп:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

усиление кожной сыпи

головные боли

тошнота

«медвежья болезнь» (диарея)

мышечное напряжение

углубление и учащение дыхания

учащённый пульс

перепады артериального давления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

чувство общего недомогания

растерянность

паника

страх

неуверенность

тревога

депрессия

подавленность

раздражительность

КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:

чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)

кошмарные сновидения

ухудшение памяти

снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену

избегание любых напоминаний об экзаменах

уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период

вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

увеличение употребления кофеина и алкоголя

ухудшение сна

ухудшение аппетита

 ощущается сильное беспокойство; человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая человека в нужной  форме.

Чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье в период подготовки к экзаменам, психологи советуют:  Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз, дыхательных упражнений. В — третьих, известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов»,  и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Попробуйте разобраться, к какому типу вы принадлежите. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же вы — скорее «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: вы еще не вполне проснулись, и будете долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне. В- четвёртых, прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: нужно убрать лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

 Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. И, в- пятых, главное, правильное и полноценное питание. Во время интенсивной умственной работы школьникам рекомендуется 4 −5-разовое питание.

Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. Они являются источником витаминов. Помимо них в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов. Многие рекомендуют во время экзаменов есть шоколад, он действительно поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться.

Не менее значима  для детей  поддержка родственников и родителей. Очень важно дать понять  ребёнку, что он дорог  и любим вами за его прочие замечательные качества — вне всякой зависимости от академических успехов или неудач. Для ребёнка в период подготовки и сдачи экзаменов важны:
— поддержка со стороны взрослых, значимых людей;
— знание, что он не одинок и есть возможность обратиться за помощью;
— уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха.
Работа с родителями

Учеба в предэкзаменационном классе – достаточно важный период в жизни учащегося. Многие из них только сейчас впервые совершают по-настоящему самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Усилия, прилагаемые для его осуществления, и ожидание результатов своей деятельности, выводы, сделанные по окончании, способны оказать серьезное влияние на развитие личности. Поэтому родителям важно иметь представление о том, что такое экзамены и какие проблемы, с ними связанные, могут тревожить ребёнка. Такая работа может проводиться психологом с родителями, как в групповой, так и в индивидуальной форме: обсуждение с родителями на родительском собрании особенностей ситуации, в которой находятся дети, и приемов по оказанию им эффективной помощи; проведение цикла групповых занятий с родителями «Помощь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов»; индивидуальное консультирование родителей по их запросам.
Оказание всесторонней психологической помощи подросткам в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов позволяет обучающимся не только успешно подготовиться и сдать их, но и более полно реализовать возможности своего личностного роста.
Рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к выпускным экзаменам
1.Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам – на какие-то предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения

2.Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
3.Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
4.Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок
. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
5.В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена
. Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
6.Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы
. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Рекомендации для педагогов
1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе
1.1
. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
1.2
. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
1.3. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
1.4
. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность школьников.
2. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена
2.1
. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
2.2. Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
2.3
. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
2.4
. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
2.5
. Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
2.6. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.
Но, если вдруг выпускник столкнулся с экзаменационным стрессом то существуют практические советы врачей и психологов:

  1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем — стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
  2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
  3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
  4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
  5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
  6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
  7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления: ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.

 Соблюдая эти советы, веря в свои силы и находя поддержку в лице своих родных, я думаю, наши выпускники справятся со всеми трудностями и покажут прекрасные результаты на экзаменах.

        Педагог — психолог МБОУ «Романовская СОШ» Даниленко М.А.

Источник: nsportal.ru

Экзамен – это всегда испытание для старшеклассников и студентов. Многие из них накануне испытывают страх, волнение и беспокойство. Такая психологическая неустойчивость может стать причиной ухудшения памяти, головной боли, расстройства желудка, общего физического недомогания и других проблем. Стресс перед экзаменом – частое явление. Обычно он вызван эмоциональным напряжением из-за оценки своих способностей. Помимо ухудшения здоровья, стресс снижает умственную деятельность, что может привести к провалу экзамена. Чтобы этого избежать, нужно научиться справляться с переживаниями и расслабляться.

Стресс перед экзаменом знаком многим студентам

Причины стрессового состояния

Переживать перед сдачей экзамена, защитой диплома или другим важным заданием вполне нормально. Некоторые учащиеся легко справляются с волнениями, но для других успокоиться перед экзаменом не так-то просто. Они теряются, не могут сосредоточиться, забывают выученный материал и не могут противостоять эмоциональному потрясению.

Причинами предэкзаменационного стресса могут быть:

  • страх перед неизвестностью;
  • низкая оценка своих возможностей;
  • неуверенность в себе;
  • переоценка значимости экзамена;
  • предрассудок.

В период сессии подростки-школьники и даже студенты больше всего переживают из-за отсутствия знаний. Они понимают, что шансов сдать экзамен успешно слишком мало. Вдобавок воспринимают экзаменационную дисциплину как что-то сверхважное, что может кардинально изменить их будущее. Но бывает и ложный страх, когда учащиеся, досконально выучив весь материал, бояться провалить экзамен.

Иногда стресс во время экзаменов может усиливаться из-за родителей, которые специально или неосознанно давят на ребенка, нагнетают обстановку упреками и нравоучениями, возлагают слишком большие надежды на подростка.

В основном это касается школьников, которые еще не привыкли мыслить самостоятельно, делают все, что говорят родители, и боятся их разочаровать.

В этой ситуации родители должны уменьшить давление, не требовать от ребенка завышенных результатов. Они должны объяснить, что оценка, полученная за экзамен, не имеет большого значения, не делает школьника плохим или хорошим. Ребенок должен чувствовать поддержку и понимать, что его будут ценить и любить при любом исходе событий.

Признаки стресса

Признаки стресса могут проявляться в изменениях физического состояния, поведения и эмоционального фона. На физическом уровне можно наблюдать следующие признаки:

  • чрезмерное потоотделение;
  • бессонница;
  • расстройство пищеварительного тракта;
  • головная боль;
  • учащенное сердцебиение;
  • тошнота.

Изменение эмоционального состояния сопровождается:

  • раздражительностью;
  • плаксивостью;
  • тревожностью;
  • импульсивностью;
  • раздражительностью;
  • плохим настроением;
  • ухудшением мыслительных процессов и памяти.

Стрессовое поведение подростков во время экзаменов изменяется следующим образом:

  • ребенок начинает грызть ногти, теребить волосы, хрустеть пальцами, скрипеть зубами;
  • он малоподвижен, мало спит;
  • теряется интерес ко всему окружающему, хобби и увлечения теряют значимость.

Несоблюдения режима сна и отдыха и чрезмерная умственная нагрузка только усугубят положение. Психологи советуют не пренебрегать сном, не сидеть всю ночь над книгами, т. к. уставший мозг плохо обрабатывает и запоминает информацию, время на учебу будет потрачено впустую. Нехватка сна будет пагубно влиять на организм, что приводит к серьезным проблемам со здоровьем.

Но стоит отметить, что организм человека научился бороться со стрессом. Во время эмоционального и психического потрясения мозг выделяет небольшое количество адреналина, который поддерживает человека в тонусе и стимулирует к работе.

Раздражительность и плохое настроение — симптомы стресса

Борьба со стрессом

Существует много способов борьбы со стрессом и правил профилактики. Все они индивидуальны, нужно выбирать наиболее эффективные для себя:

  1. Борьба с волнением. Очень важно успокоиться перед экзаменом, расслабиться и подумать о хорошем. Это поможет снять напряжение и успокоить нервы. После чего вы сможете собраться с мыслями и сосредоточиться на задании.
  2. Отдых перед серьезным днем. Не стоит всю ночь накануне экзамена зубрить материал. Лучше заняться отвлекающим делом: прогуляться, пообщаться с друзьями, можно посмотреть веселый фильм. Это поможет организму передохнуть, а мозгу упорядочить знания.
  3. Хороший сон. Очень важно выспаться перед сдачей дисциплины. Без необходимого отдыха организм будет не в состоянии работать эффективно. Не стоит за 3–4 часа до сна пить кофе, колу или есть шоколад в больших количествах. Эти продукты затрудняют засыпание.
  4. Полное расслабление. Способность расслабляться в напряженных ситуациях поможет вам избавиться от стресса. Делайте медленные и глубокие вдохи, закройте глаза и постарайтесь ни о чем не думать. Через несколько минут можете приступать к заданию.
  5. Хорошие мысли. Перед сложным испытанием не стоит думать о плохом: о возможном провале и неудачах, о предстоящих трудностях. Позитивное мышление ведет к хорошему результату. Психологи советуют как можно чаще хвалить себя, даже по мелочам, и настраивать на успех.
  6. Правильно подобранная система подготовки. От того, как вы будете учить материал, во многом зависит конечный результат. Каждый человек по-разному запоминает информацию: у кого-то хорошо развита зрительная память, кто-то лучше воспринимает на слух, а кто-то запоминает во время написания конспекта и т. п. Решите, какой метод запоминания больше всего подходит вам, и начинайте учить. Не ленитесь писать шпаргалки, даже если вы ими не воспользуетесь, они принесут пользу – во время написания шпаргалок наш мозг запоминает половину информации.
  7. Прибытие на место сдачи экзамена заранее. Так у вас будет время, чтобы успокоиться перед экзаменом, вспомнить выученный материал и пообщаться с друзьями. Последнее поможет отвлечься и справиться с волнением.

Предэкзаменационного волнения, которое в дальнейшем обычно перерастает в стресс, можно избежать, следуя вышеперечисленным советам. Главное, не перезагружайтесь и не жертвуйте сном, отдыхом и правильным питанием во время подготовки к экзаменам.

Организация времени на подготовку

Часто экзаменующим не хватает времени, чтобы выучить большой объем информации и подготовить все билеты. Проблема заключается в неправильной организации дня. Распределить время на учебу и отдых очень просто, главное, составить график и четко ему следовать.

Вам нужно написать список дел и перечень всего, что необходимо выучить. Распишите по часам время, отведенное на учебу, на отдых и на прием пищи (минимум 3 раза в день). Постарайтесь следовать графику.

Перед экзаменом следует питаться минимум 3 раза в день

Питание перед экзаменом

Правильный рацион поможет вам набраться сил и стабилизировать работу организма. Накануне важного дня специалисты советуют есть сложные углеводы и избегать продуктов, содержащие большое количество белка. Пища, употребляемая перед сном, влияет на качество сна. А определенные продукты могут способствовать быстрому засыпанию, так и мешать этому.

Самыми подходящими блюдами для ужина являются макароны, овощное рагу, рис и овсянка, можно съесть овощной салат.

Чтобы легче было уснуть, можно выпить стакан теплого молока, йогурт и съесть сыр или фрукты. Народным методом успокоения нервов считается стакан воды с медом.

Не стоит на ночь есть мясные изделия, блюда из картошки, консервы, томаты и капусту. Мешают уснуть продукты, содержащие большое количество сахара, а также блюда с содержанием перца или других специй.

Источник: urazuma.ru

Содержание:

  • Переутомление и стресс. Кто в группе риска?
  • Симптомы усталости и переутомления. Как понять, что организму нужна срочная помощь?
  • Как решить проблему низкой работоспособности
  • Найдите время для физической нагрузки
  • Как восстановить силы? Не забывайте отдыхать!
  • Правильное питание и витамины

Огромный поток новой информации, стрессы, завалы на работе или штурм наук перед экзаменами — все это факторы, истощающие нашу нервную систему. Вначале мы замечаем быструю утомляемость, умственное перенапряжение и снижение работоспособности, а со временем повышается вероятность развития комплекса хронических заболеваний. Гипертония, депрессия, неврозы — далеко неполный перечень грядущих проблем. Как в современном мире защитить свою нервную систему, повысить ее выносливость и научиться радоваться жизни?

К содержанию

Переутомление и стресс. Кто в группе риска?

Совершенно очевидно, что в группе риска — трудоголики, то есть, энергичные, целеустремленные и ответственные люди, для которых важны работа и ее результаты, бизнес и карьера. Поэтому элита и ценный кадровый резерв особенно подвержены переутомлению.

Однако часто мы забываем, что студенты и выпускники школ, а также школьники, которые сдают переводные экзамены и пишут годовые контрольные тоже попадают в группу риска. Несмотря на то, что стрессы и переутомления для них не являются ситуацией постоянной, они тоже нуждаются в поддержке, которая поможет мобилизовать все резервы организма для успешной сдачи итогового контроля знаний.

Исходную ситуацию еще более усугубляет отсутствие времени на восстановление или переключение. Так, регулярные занятия спортом человек подменяет длительным сидением за компьютером. К тому же, свою лепту вносит и неправильное ежедневное питание, в том числе перекусы с «пустыми калориями», в которых нет никаких полезных веществ, необходимых для нормальной работы нервной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем.

Немаловажное значение имеет и половая принадлежность. Проведенные исследования выяснили, что слабый пол вовсе таким не является. Оказывается, благодаря эстрогенам женщины умеют эффективнее мужчин справляться с психическими и физическими перегрузками. Женщины могут дольше и продуктивнее работать, даже в условиях недостаточного сна и отдыха. Но все же и им требуется помощь.

Главное — не злоупотреблять природной защитой, а регулярно заботится о своем организме, создавая для него условия, в которых работоспособность можно прокачать по максимуму, а последствия этого интенсива свести к минимуму. И это правило справедливо как для мужчин, так и для женщин. И тем, и другим важно научиться распознавать сигналы, которые посылает наш разумный организм (не зря ведь мы — Homo Sapiens), когда он начинает двигаться в сторону истощения своих возможностей.

К содержанию

Симптомы усталости и переутомления. Как понять, что организму нужна срочная помощь?

Ничего просто так в этом мире не происходит. И если вы замечаете, что что-то идет не «по сценарию», то на это наверняка есть свои причины. Одна из них, пожалуй, самая распространенная в современной жизни с ее бурным ритмом, когда надо успеть все и везде — это повышенная нагрузка на нервную систему. Вначале наш мозг защищается — срабатывает команда Stop, а если говорить на языке физиологии, включаются реакции торможения. Понять это просто — достаточно проанализировать свое самочувствие. Симптомы переутомления:

  • слабость, утомляемость;
  • забывчивость — из головы ускользает даже самая важная информация, которую вы так старались запомнить;
  • невозможность сконцентрироваться на интеллектуальной работе;
  • сложности в принятии решений;
  • сонливость днем и бессонница ночью, частые ночные пробуждения.

И как результат — нежелание работать. Заставить себя что-либо делать становится все сложнее и сложнее. Если мы игнорируем эти «первые звоночки» и не спешим помочь нашему уставшему организму, то появляются более тревожные признаки:

  • головная боль, особенно к концу дня — голова словно сдавлена тяжелым шлемом;
  • головокружение — кажется, будто в голове все вращается;
  • мелочи (посторонний шум, разговор, быстрое передвижение людей) начинают раздражать, вызывая негатив.

Такое состояние — результат того, что мозг сам старается создать условия, при которых работать становится невозможно. Если есть возможность остановиться и дать маленькую передышку — очень хорошо. Но даже если такой возможности нет, ситуацию еще можно исправить.

К содержанию

Как решить проблему низкой работоспособности

Нет какого-то одного универсального средства, которое бы помогло вмиг восстановить силы и повысить работоспособность. Организм нуждается в комплексной и регулярной защите, правила которой достаточно просты.

К содержанию

Найдите время для физической нагрузки

Вспомните, сколько раз вы говорили себе, что со следующей недели пойдете на фитнес. Вот и настало то время, когда больше нельзя «откладывать на завтра то, что нужно сделать сегодня». Оказывается, правильная физическая тренировка — это лучший способ поддержать мозг. Мышечные сокращения стимулируют выработку энкефалинов и эндорфинов. А эти нейромедиаторы помогают восстановить нервную ткань и повысить ее устойчивость к различным неблагоприятным факторам, в том числе к длительной психической и интеллектуальной нагрузке.

Если нет возможности посещать спортивный зал, есть масса других вариантов — ходьба, бег, велосипедная езда, плавание… Отлично подойдут и пешие прогулки на свежем воздухе. Кислород необходим для любой биохимической реакции, а потому «дыхание полной грудью» поможет быстро и полноценно «перезарядиться».

К содержанию

Как восстановить силы? Не забывайте отдыхать!

Мозг человека, конечно, создан, чтобы думать. Но и ему требуется отдых. Сомнологи советуют спасть по 8 часов в сутки. Именно в течение этого времени нервная ткань полностью «реабилитируется» после дневного стресса. Причем спать надо правильно — ночью и без света. Дневной сон не может заменить ночной, а любая подсветка негативно сказывается на синтезе мелатонина — гормона, который помогает адаптироваться к различным нагрузкам и синхронизировать все процессы в организме.

Правильный ночной сон — это ежедневная забота о здоровье нервной системы. Но не менее важны путешествия, отдых на природе, посещения музеев и театров. Возьмите себе за правило: закончили любой проект, сдали экзамен, завершили этап напряженной работы — позвольте себе расслабиться и отдохнуть.

К содержанию

Правильное питание и витамины

Здоровое питание — это не только энергия, но и полезные вещества. Однако в современных продуктах их становится все меньше и меньше. Да и не всегда можно выбрать время и средства для того, чтобы позволить себе правильно и разнообразно питаться. В результате наш организм оказывается очень уязвимым, а его выносливость и защитные силы снижаются.

Для поддержки организма в напряженные периоды создан диетический профилактический продукт Resource® Optimum (Нестле), который специально разработан для взрослых и детей от 7 лет. Это вкусный белково-энергетический коктейль, который быстро и легко готовиться в домашних условиях и полностью заменяет один прием пищи. В нем содержатся:

  • витамины и минералы, необходимые для нормального метаболизма;
  • омега-3 и омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие прямое нейропротективное действие;
  • натуральный белок молочной сыворотки и казеин, которые помогают быстро восстановить силы;
  • про- и пребиотики, улучшающие пищеварение, укрепляющие иммунитет и повышающие жизненный тонус организма;
  • среднецепочные триглицериды, обеспечивающие клетки необходимой энергией.

С Resource® Optimum питаться правильно легко — достаточно каждый день выпивать белково-энергетический коктейль. Диетологи также советуют:

  • в сутки употреблять не менее 2 литров фильтрованной воды без газа;
  • ежедневно включать в свой рацион овощи и зелень;
  • питаться часто — 5-6 раз в день, но небольшими порциями.

Resource® Optimum поможет справиться с усталостью и умственным перенапряжением, чтобы вы могли покорять новые вершины. Больше не существует ничего невозможного! Все цели и задачи по плечу.

Источник: www.7ya.ru