Синдром дефицита внимания у детей: симптомы, способы коррекции


Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название — «дефицит внимания у детей». Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры — магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения — йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: «Метилфенидат», «Имипрамин», «Ноотропин», «Фокалин», «Церебролизин», «Декседрин», «Страттера».

Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи — быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Источник: FB.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором наблюдается нарушение процессов внимания, импульсивность и гиперактивность. Как правило, первые симптомы появляются в детском возрасте. Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит успех в лечении. Так, часто удается предотвратить дальнейшее развитие проявлений синдрома и избавиться от его основных признаков еще до подросткового возраста.

Статья в тему: Симптомы и признаки СДВГ у подростков

Симптомы СДВГ у детей

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут крыться и в упущении воспитания родителями, и генетике, и хронических заболеваний, и тяжелой беременности матери. Однако не зависимо от того, что же спровоцировало появление диагноза СДВГ, проявления, как правило, схожи.

Сам синдром бывает трех видов:

  1. Первый — классический, или смешанный.
  2. Второй вид СДВГ проявляется исключительно гиперактивностью — гипердинамический.
  3. Третий же представляет собой нарушение процессов внимания.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего диагностируются у детей в возрасте трех-четырех лет или при поступлении в школу. Ниже представлен перечень симптоматики, которая наблюдается в различном возрасте у деток.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей: характерные признаки
Возраст Симтомы
4 года Ребенок с СДВГ в 4 года постоянно активный. Он может бегать и прыгать, не преследуя особой цели или участвуя в какой-либо игре. Он плохо реагирует на замечания, может даже проявлять агрессию. Малыш не успокаивается, когда его просят. Также можно заметить рассеянность и невнимательность. cтоит отметить постоянные движения рук или ног, даже когда ребенок сидит.
5 лет Практически нет реакции на инструкции. Ребенок с СДВГ в 5 лет отказывается соблюдать правила игры. Также такие дети нередко начинают отвечать на вопросы или замечания раньше, чем взрослый закончит предложение. Игры в основном подвижные. Такой малыш просто не может спокойно сидеть. Он будет постоянно болтать, что-то рассказывать. Его будет сложнее заставить порисовать, разукрасить и т.д. То есть, если у малыша есть СДВГ, то он не будет заинтересован в играх, требующих концентрации и усидчивости.
6 лет Ребенок СДВГ в 6 лет будет постоянно разбрасывать игрушки, забывать,  куда их положил. Он неаккуратен, его тяжело заставить класть вещи в одно место. Он также неусидчив и невнимателен. В таком возрасте и может также вызвать впечатление невоспитанного. Ведь он проявляет непослушание, может переговариваться с родителями. Малыш может вмешиваться в чужие разговоры, не давать высказаться собеседнику.
7 лет С поступлением в школу проявление симптомов может усугубиться. Распознать синдром дефицита внимания в таком возрасте можно по отказу слушаться учителя, или по крайней неусидчивости на уроках. Таким деткам придется повторять дважды, причем не из-за того, что они что-то не поняли, а по причине невнимательности. Синдром дефицита внимания без гиперактивности может проявляться как неспособность концентрации на заданиях.  Дети с таким диагнозом не могут длительное время концентрироваться на выполнении поставленной задачи, поэтому часто оставляют ее незаконченной. СДВГ в 7 лет заметно мешает успешному началу учебной деятельности, малыш заметно дольше адаптируется к новой среде.
8 лет При СДВГ в 8 лет проявления остаются такими же, однако имеют более болезненный характер для самого ребенка. Ведь находясь в коллективе, он неспособен соответствовать уровню успешности других учеников. При этом стоит отметить сохранность интеллектуальных способностей, соответствующих возрастным нормам. Также могут возникать проблемы в общении со сверстниками на фоне неспособности нормально с ними взаимодействовать. Совместные игры затрудняются, так как малыш часто не хочет играть по установленным правилам, или слишком бурно реагирует на замечание или собственный проигрыш.
9 лет Проявление синдрома дефицита внимания носит уже более яркий характер. Успеваемость в школе заметно ниже, нежели у сверстников. Ребенок неспособен организовать собственный труд, поэтому может потребоваться постоянный контроль со стороны родителей. Также он в таком возрасте почти не способен слушать педагога во время урока длительное время. Он будет постоянно отвлекаться на другие раздражители. Как правило, детки с СДВГ в 9 лет не успевают решить задачу в отведенное время, или вовсе ее бросают.

Однако самостоятельно распознать наличие расстройства достаточно сложно. Как правило, родители впадают в панику и начинают лечение ребенка, который просто плохо воспитан. Чтобы не совершить ошибку, и вовремя определить наличие СДВГ у своего чада, нужно обязательно обратиться к специалисту, который знает нейропсихологию диагноза. Он поможет определиться с тем, что делать, если у ребенка синдром дефицита внимания, и назначить курс лечения.

Постановка диагноза врачом происходит исключительно в соответствии с общепринятыми медицинским сообществом критериями. Так, синдром дефицита внимания по МКБ – 10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) имеет следующие признаки, которые ранее описывались выше:

  • гиперактивность;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

Так, без ярко выраженного набора симптоматики, постановка диагноза невозможна.

Синдром дефицита внимания: отзывы родителей

Расстройство может проявлять себя по-разному и приносить немало хлопот. Однако синдром не является приговором.  Опыт многих мам, чьи детки живут с диагнозом СДВГ, успешно справляются с данной проблемой. Ниже представлены отзывы и советы родителей детей с расстройством.

Особенности воспитания детей СДВГ: опыт родителей
Позитивный Негативный
Кира

Мы своего малыша просто обожаем именно за то, что он у нас такой необычный и активный. Другие дети мне кажутся скучными и вяленькими. Поэтому не терзайте своего ребенка, и относитесь к нему с теплом! К тому же, сейчас есть способы коррекции и помощи таким деткам.

Гость

Не могу заставить ребенка даже игрушки за собой убрать. Постоянно капризничает, не слушает. Не представляю, как он будет вести себя, когда пойдет в школу.

Гость

«…Не вижу ничего такого, чего не можно было бы преодолеть современными методами лечения… Мы сына стараемся воспитывать, при этом без акцента на то, что он какой-то не такой. И всем того советую.»

Гость

Сын  пошел в прошлом году в школу. Не всегда успевает за программой. Но если контролировать выполнение заданий, то он справляется с ними на отлично даже без помощи. Так что не разделяю паники других родителей. Да, он отличается от других. Но это же не приговор.

Аноним

Не сдавайтесь! Все получится, если быть последовательным, настойчивым. Плюс, всегда будьте на стороне своего ребенка. Почаще обнимайте, целуйте дочку. Для детей с СДВГ очень важно ваше тепло.

Ознакомиться лучше с отзывами можно на сайтах www.u-mama.ru и marimama.ru.

Если вы заметили признаки расстройства, не спешите паниковать. От правильности ваших действий зависит будущее вашего малыша. Обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и следуйте рекомендациям врача. Тогда можно успешно избавиться от большего количества симптомов СДВГ.

Окажите поддержку ребенку. Нужно понимать, что его поведение – это следствие не плохого характера, а заболевание. Поэтому проявите терпение и будьте максимально внимательны к своему чаду. Именно это обеспечит ему успех в выздоровлении и нормальной адаптации к новым условиям в школе или новом коллективе.

Статья в тему: Чем отличается аутизм от СДВГ

Синдром дефицита внимание у детей (Видео)

Источник: autizmy-net.ru

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым человеком, способным достичь успехов в любом начинании. Однако процесс воспитания вовсе не так прост, как хотелось бы.

Нередко родители вынуждены сталкиваться с такими трудностями, которые не получается решить собственными силами и тогда приходится обращаться за помощью к психологу. Одним из таких препятствий для мам и пап является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Синдром гиперактивности – что это такое?

Ваш ребенок любит бегать, прыгать и шалить и это заставляет вас волноваться, навевает мысли о его гиперактивности? А зря. Не каждый непоседливый ребенок является обладателем синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз может поставить только специалист, который в результате и назначит обязательное медикаментозное лечение с последующей психологической коррекцией.

Если говорить о терминологии, то СДВГ – это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем-либо и сдерживать свою чрезмерную активность.

Чаще всего СДВГ появляется у детей в возрасте двух-трех лет, но к специалистам родители начинают обращаться, когда ребенку исполняется около шести лет. В основном подобная «задержка» связана с тем, что именно в этом возрасте начинается активная подготовка ребенка к школе и именно в этот период родители начинают более внимательно реагировать на поведение и эмоциональное состояние будущего школьника.

Причины детской гиперактивности

Детская гиперактивность формируется по причине незрелости коры головного мозга, что приводит к возникновению трудностей у ребенка, связанных с распознаванием внешних сигналов. В результате, ребенок становится суетливым, дерганым, невнимательным и беспокойным, а также возможно неконтролируемые приступы повышенной раздражительности.

Причин формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть огромное количество, но среди основных и самых распространенных выделяют следующие:

  • Наследственная предрасположенность. Если в семье у кого-либо из родственников в детстве наблюдался СДВГ, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь предрасположенность к этому заболеванию.
  • Осложнения в период беременности и родов, родовые травмы. Вредные привычки, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, принятие сильных лекарственных средств в период беременности могут привести к развитию различных заболеваний у еще нерожденного малыша. Сложные роды, недоношенность, кесарево сечение, асфиксия у новорожденного также могут привести к образованию СДВГ.
  • Ушибы, травмы в области головы, тяжелые заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве. В случае, если ребенок перенес тяжелое заболевание, особенно инфекционной направленности, получал травмы головы или серьезные ушибы, то СДВГ запросто может стать последствие случившегося.
  • Социальный фактор. Не последнюю роль в возникновении дефицита внимания играют и условия, в которых проживает ребенок. Неблагополучная обстановка в семье способна оказать пагубное влияние на развитии малыша и усугубить ситуацию еще больше.

Признаки гиперактивности у ребенка

Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев.

Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он:

  • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе.
  • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте.
  • Не отличается застенчивостью и покладистостью.
  • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них.
  • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр.
  • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое.
  • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи.
  • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей.
  • Испытывает сложности с усвоением школьной программы. В данном случае проблема тесно связана с невозможностью мозга обрабатывать большие объемы поступающей информации.
  • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц.
  • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых.
  • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты.

Важно

Помните, что поставить диагноз СДВГ может только врач, причем только в том случае, если у ребенка длительное время проявляется не менее 8 симптомов из вышеперечисленных.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если вашему ребенку диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, то не впадайте в панику. При грамотной работе специалистов данное заболевание без особых проблем поддается лечению и коррекции. Наиболее эффективным методом коррекции гиперактивности принято считать индивидуальные и длительные занятия родителей с ребенком или квалифицированная помощь психолога.

Работа психолога зачастую направлена в данной ситуации на выработку усидчивости и внимательности. Для начала ребенка пытаются приучить выполнять кратковременные задания, постепенно увеличивая временной диапазон. То есть, если на первом задании ребенку предложили решить простенький ребус, рассчитанный на 2-3 минуты активной работы, то в дальнейшем сложность задания будет только увеличиваться.

В случаях, когда диагноз СДВГ ставит психиатр либо же невролог, то ребенку назначают медикаментозное лечение, рассчитанное на решение проблем в работе головного мозга. В любом случае, прежде чем предложить какое-то конкретное лекарство, врачи проведут длительное и максимально полное исследование малыша.

Важно

Не вздумайте заниматься лечением ребенка с помощью различных народных средств и лекарств седативной направленности, продающихся без рецепта. Своей неразумной инициативой вы сможете только усугубить развитие синдрома.

Гиерактивный ребенок и рекомендации психологов

Многие родители боятся обращаться за помощью к психиатрам и неврологам, опасаясь непонятно чего. Зачастую подобная паранойя обусловлена различными страшилками про злых эскулапов, которые только и ждут, как бы замучить ребенка новомодными психотропными веществами.

Не уподобляйтесь подобной глупости, но если все же вы опасаетесь медицинских работников, то воспользуйтесь рекомендациями психологов:

  • Не относитесь к гиперактивности своего малыша, как к недостатку, приучите себя к мысли, что это просто его особенность.
  • Будьте терпеливы по отношению к ребенку и не злитесь, если он не расслышал вас с первого раза.
  • Не кричите на своего непоседу. Если ребенок ощутит на себе проявления вашей раздражительности, то окончательно потеряет контроль над собственными эмоциями. Так что вместо того, чтобы трясти его и кричать, что он должен успокоиться, обнимите его, погладьте по спине и тихим голосом узнайте, что у него случилось.
  • Возьмите привычку слушать вместе с ребенком спокойную и расслабляющую музыку. Для подобных сеансов релаксации отлично подойдут классические композиции.
  • Не давайте ребенку сразу много игрушек. Начните с пары самых любимых, пусть он учится сосредотачивать свое внимание на них.
  • Будьте внимательны к своему ребенку и при появлении первых признаков агрессии, отвлекайте его на другой вид занятости.
Источник: blizosti.net

Иногда при обращении к неврологу родители могут слышать диагноз СГДВ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) или СДВ (синдром дефицита внимания). Иногда им может быть неясно, что имеет в виду специалист или в чем разница между аббревиатурами. Это потому, что синдром дефицита внимания — это старый термин. В течение многих лет этот диагноз использовался, но в дальнейшем было решено расширить его до СГДВ, так как зачастую симптомы слишком многочисленны и не могут полностью вписаться только в проблему рассеянного внимания.

Оглавление:
1. Разница в терминах
2
. Симптомы синдрома дефицита внимания у детей
— Невнимательность
— Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью
— Импульсивность
— Трудности в школе
3. Помощь родителей
4
. Творчество и интуиция

Разница в терминах

Разница между терминами СГДВ и СДВ связана с симптомами. СГДВ имеет три основных симптома:

  • Невнимательность.
  • Гиперактивность.
  • Импульсивность.

Большинство детей с СГДВ имеют проблемы во всех трех областях. Но некоторые в основном имеют проблемы с вниманием или фокусировкой внимания. До 2020 года им бы поставили диагноз СДВ (синдром дефицита внимания). Сегодня формальным диагнозом является СГДВ, преимущественно с расстройством внимания. Есть другие термины, которые люди используют для обозначения этого типа СГДВ. Вы можете услышать:

  • СГДВ без гиперактивности
  • СГДВ, невнимательный тип.

Все эти термины означают одно и то же — СГДВ, когда основным симптомом является невнимательность. Когда дети с СГДВ в основном имеют проблемы со вниманием, их патология не всегда распознается. Они могут просто казаться застенчивыми, «мечтательными» или в своем собственном мире. Но проблема с фокусом внимания влияет на детей по-разному. Они могут не выполнять домашние задания или имеют проблемы с реализацией поручений. Им часто трудно просеивать информацию и знать, что важно, а что нет. Они могут быть легко отвлечены от основной задачи и кажутся забывчивыми или небрежными.

Каковы симптомы СДВ у детей?

Невнимание, гиперактивность и импульсивность — это классические симптомы СГДВ, но у многих детей выявляются разные признаки — проблемы с кратковременной и долговременной памятью, беспокойство и невнимательность, которые слишком долго пропускаются педагогами и профессионалами.

Важно

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания может походить на хождение в темноте: вы ходите на цыпочках, не зная, с чем столкнетесь.

Иногда вы можете сказать или сделать что-то, что вызывает небольшой эмоциональный взрыв. Это то, чего родители максимально пытаются избежать, так как дети реагируют на все чрезмерно эмоционально и резко. С другой стороны, однако, это добрый, щедрый и любящий ребенок. Это состояние противоположностей и крайностей.

Многие родители предполагают, что ребенок с СДВ станет нарушителем спокойствия в классе. Он представляется учеником, который всегда действует, не может сидеть на месте и практически не обладает самоконтролем. Он произносит слова, когда учитель говорит, или бегает вокруг, не обращая внимания на правила, когда он на игровой площадке.

Многие родители, когда они слышат о СГДВ, думают о невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Но не у всех детей есть такие симптомы, и не у всех они проявляются сразу. Даже в этих категориях симптомы разнообразны, поэтому симптомы СГДВ у детей часто не диагностируются.

Невнимательность

Для некоторых детей невнимательный тип СГДВ означает ежедневную потерю вещей или забывчивость. Это также может означать ошибки, трудности в следовании указаниям, или отказ от занятий деятельностью, которая занимает слишком много времени.

Другими словами, такие дети не слушают, что им говорят, или они легко отвлекаются и переходят к чему-то другому, не заканчивая то, что они начали делать. Но с другой стороны, возможны варианты, когда дети гиперфокусированы и не перестают что-то делать, пока не закончат.

Важно

Многие из этих «симптомов» часто встречаются у большинства вполне обычных детей. Это называется детством — лобная доля не полностью развита, детям иногда становится скучно, а некоторые не слишком хорошо слушают или делают домашнюю работу. Это не значит, что у них есть СГДВ.

Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью

Гиперактивность обнаружить немного легче: ребенок может бегать; покинуть свое место, когда он не должен этого делать; он чрезмерно болтлив; волнуется и корчит гримасы, и ему в основном трудно делать что-либо в неторопливом темпе. Ребенок, кажется, всегда в движении — как будто приводится в движение мотором. Это могут быть различные действия, начиная с шалостей, заканчивая социально опасным поведением.

Импульсивность

Ребенок с импульсивными симптомами СГДВ может быть капризным, безрассудным и нетерпеливым. Ему может быть трудно ждать своей очереди, он вмешивается в действия других людей или прерывает их, или дает ответ на вопрос до его завершения. Или он может часто становиться жертвой несчастных случаев.

Поэтому нелегко узнать, есть ли у вашего ребенка СГДВ. Порой родители не замечают симптомов, не считая, что у ребенка есть проблемы или отклонения, либо, наоборот, принимают определенные особенности характера и возрастного поведения за проблемы. Проявления синдрома могут начаться с истерик, когда дети совсем маленькие, но большинство родителей ожидают первых признаков ближе к школе. Зачастую они не думают, что это проблема со здоровьем, а скорее проблема утомления или перевозбуждения ребенка. Он устает и раздражается, что, конечно, запускает цикл стрессов, что ведет к отвлекаемости, взрывам эмоций и слезам. Синдром дефицита внимания сложнее диагностировать, особенно без эмоциональной части расстройства, у ребенка нет признаков гиперактивности, которые легче было бы идентифицировать.

Трудности в школе

Нередко дети хотят читать или писать уже в детском саду и часто они расстраиваются из-за того, что не могут успевать за другими. Затем, когда они учатся писать, им тяжело писать слова. Хотя в поведении может не быть чего-либо необычного, родители понимают – с ребенком что-то не так. В школе им сложно запоминать информацию, которую говорят на уроках. Они могут не успевать записать важные вещи, не помнят информацию, о которой говорилось 1-2 часа назад. Они не могут запомнить номера телефонов друзей, испытывают сложности с адресами. Таблица умножения становится для них серьезным испытанием. Запоминание в целом — столицы стран, орфография и исторические даты даются нелегко. Возникают проблемы с разучиванием стихов и песен.

Тревога и неуверенность в себе – еще одна черта детей с СДВ. Хотя дети с подобным синдромом могут учиться относительно хорошо, но это дается им с огромным трудом. Домашние задания могут занимать по несколько часов, что очень утомляет и перегружает детей, приводя только к ухудшению ситуации. По мере взросления могут начинаться приступы тревоги, теряется уверенность в себе из-за проблемы с учебой. Дети понимают, что они отличаются от других, считают себя глупыми, сумасшедшими или не в своей тарелке.

Важно

Стыд, страх и неуверенность в себе – это еще несколько типичных проявлений СДВ.

Помощь родителей

Если родители знают о проблеме, они могут ее частично решить, поддержать ребенка и настроить его на успех. Они должны давать ребенку понять, что это не плохо и не стыдно. С годами проявления немного уменьшаются, но на протяжении многих лет диагноз СДВ может показывать, что у ребенка есть проблемы, часто вызывая чувство стыда, страха и неуверенности в себе. Страх может сдерживать человека больше, чем что-либо еще.

Его внимание легко отвлекается, чередуясь с удивительно сверх-фокусированным умом в другие периоды времени, в зависимости от эмоционального состояния в данный момент. Он страдает не столько от дефицита внимания, сколько от суетливости и рассеянности внимания.

Физиологические различия в работе мозга часто означают, что у ребенка все процессы интенсивны и усилены. Дети чувствительны к тому, что происходит вокруг них. Они плохо реагируют на шумные места и активные события. Плохие новости могут вызвать беспокойство или печаль. Разум постоянно находится в движении, создает, проектирует, думает и никогда не отдыхает. Хотя дети вполне умны и сообразительны, им требуется больше времени для обработки некоторой информации, что делает домашнюю работу трудной и медленной. Импульсивность означает, что эмоции трудно контролировать, и они могут усиливаться: ребенок может быть упрямым, импульсивным и капризным. Но те же самые черты имеют свои преимущества: он страстный, веселый и яростно верный.

Творчество и интуиция

Дети с СДВ очень креативны, имеют нестандартное мышление и удивительно интуитивны. Они чувствительны, что означает, что они могут легко обижаться, но это также означает, что они сострадательны и щедры. Они могут быстро разобраться в сути дела, когда другие все еще пытаются понять проблему. Они видят связи, которые пропускают другие, и настойчивы, когда другие могут сдаться.

Как родители, вы должны дать вашим детям уверенность и заставить их чувствовать, что они вполне нормальные. Вам нужно уделять гораздо больше времени и внимания сильным сторонам, талантам и интересам вашего ребенка, чем его СДВ и слабым сторонам. Вы должны быть тем маяком спокойствия во время эмоциональных бурь вашего ребенка, которых будет немало. И вы должны переориентировать мышление на позитив, когда компас начинает двигаться в сторону негатива.

Важно

Дети работают над собой, принимают лекарства только тогда, когда им нужно работать и концентрироваться. Но большей частью это проблема воспитания, психологии и общения.

Алена Парецкая, врач, медицинский обозреватель

144 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Источник: okeydoc.ru

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет синдром дефицита внимания у детей. Вам станут известны характерные проявления данного состояния. Вы узнаете, каковы причины его возникновения. Также поговорим о методах борьбы.

Определение понятия

Дефицит внимания у детей, а именно синдром данного состояния являет собой поведенческое расстройство неврологического характера, которое формируется в детстве. Характерными проявлениями являются проблемы с концентрацией внимания, импульсивность и гиперактивность. Психиатры и невропатологи расценивают данное состояние, как хроническую патологию стихийного характера. Данное заболевание может проявляться также и у взрослых.

Синдром нехватки внимания может влиять на взаимоотношения с людьми и серьезно снижать качество жизни. Могут возникать трудности, как в физическом, так и в умственном развитии, характерна дисфункция ЦНС, формации мозга. Такой тип патологии рассматривается, как непредсказуемый, достаточно опасный.

Согласно статистике данное заболевание в три — пять раз чаще диагностируется у мальчишек. Проявляется непослушанием и агрессией, тогда, как у девочек характерной является невнимательность.

В данном состоянии выделяют три вида:

  1. Преобладает гиперактивность. Чаще такой вид встречается у мальчишек. Они излишне подвижны, как дома, так и в школе, крайне нетерпимы, раздражительны, не задумываются о том, как себя ведут, беспокойные.
  2. Преобладание нарушенной концентрации внимания. Данное состояние больше характерно для девочек. У них не получается сконцентрировать свое внимание на одном деле, появляются проблемы с выслушиванием людей, их постоянно отвлекают внешние факторы.
  3. Смешанный вид. Присутствует и гиперактивность, и дефицит концентрации внимания.

Возможные причины

Курение беременной женщины может способствовать развитию СДВ у ребенка

Существуют два вида причин, которые влияют на развитие данного синдрома.

  1. Генетическая предрасположенность. Риск возникновения в разы повышается, если среди родственников имелись случаи данного недомогания. Причем, тут может присутствовать, как ближняя, так и дальняя наследственность.
  2. Патологическое влияние, которое может наблюдаться при наличии таких факторов:
  • нейротоксическое воздействие на организм;
  • курение женщины при вынашивании беременности;
  • стремительные роды, или преждевременные;
  • наличие инфекции любой этиологии;
  • прием медикаментов во время вынашивания плода;
  • отсутствие правильного питания у ребенка;
  • плохие экологические условия.

Характерные проявления

Гиперактивность, импульсивность — характерные проявления синдрома дефицита внимания

Специфическую симптоматику очень сложно выявить у детей в возрастном периоде от трех до семи лет. Гиперактивность может проявляться постоянными движениями ребенка, он постоянно разговаривает, не может сидеть на одном месте, но не всегда родители предполагают развитие данного синдрома. Также могут иметь место обиды, раздражительность, несдержанность.

Когда ребенку исполняется семь лет, ему пора идти в школу, возрастают проблемы, характерные для данного синдрома:

  • такой малыш не будет успевать наравне со своими сверстниками;
  • на занятиях станет себя неусидчиво вести;
  • доводить начатое дело до конца.

В подростковом возрасте происходят определенные изменения:

  • импульсивное поведение превращается во внутреннее беспокойство и суетливость;
  • данный синдром начинает проявляться несамостоятельностью, безответственностью.

В достаточно взрослом возрасте:

  • отсутствует распределение времени планирования дня, организованность;
  • значительно ухудшаются взаимоотношения с ровесниками, родителями, учителями, это может зарождать появление негативных, а также суицидальных мыслей.

К признакам, которые характерны для детей всех возрастных групп при наличии синдрома ДВ, относят:

  • гиперактивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • однообразное движение;
  • импульсивность;
  • раздражительность;
  • излишняя нервозность;
  • отставание в развитии (эмоциональном);
  • трудности в процессе обучения.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

  1. Беседа специалиста с ребенком. Малышу разъясняется основа его поведения.
  2. Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология. Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
  3. Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.

Могут быть применимы различные методы.

  1. Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  2. Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  3. Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  4. Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  5. Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
  • психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
  • антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
  • ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
  • ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  1. Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  2. Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  3. Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  4. Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.

Советы

Почаще обнимайте своего ребенка, показывайте ему свою заботу и любовь

  1. Родители должны показывать свои чувства, демонстрировать свою любовь и заботу. Необходимо стараться, как можно больше времени уделять ребенку, обнимать его и целовать, показывать, что дорожите им, несмотря на все проблемы и недостатки.
  2. Повышайте самооценку. Отдавайте ребенка на занятия спортом или в творческие кружки. Это позволит добиваться определенных успехов, что будет радовать, позволит ощутить свою значимость. Не забывайте хвалить малыша даже за малейшие победы.
  3. Всегда помните о том, что ребенку необходимо правильно организовывать свой дневной распорядок, чтоб имело место время на отдых. Помните о том, что усталость усугубляет состояние малыша с данным синдромом.
  4. Научитесь правильно ставить задачи. Формулируйте их простыми словами, чтоб ребенку было понятно, что от него требуется.
  5. Создайте дневной распорядок и следуйте ему, тем самым дисциплинируйте малыша. Важно это делать мягко, без давления.
  6. Запаситесь терпением, будьте уверены в себе. Постарайтесь всегда быть спокойными. Помните о том, что ребенок может Вас копировать.
  7. Если ребенок уже посещает школьное заведение, не обойтись без помощи учителя. Важно, чтоб родители пообщались с педагогом, объяснили ему сложившуюся ситуацию, смогли заручиться его поддержкой. Не исключено, что понадобится перевести ребенка в заведении, где применяется индивидуальный подход в воспитании и образовании.

Теперь Вы знаете, какие симптомы могут указывать на наличие синдрома ДВ у ребенка. Важно, чтоб родители не бездействовали, имели возможность своевременно оказать помощь своему малышу, если нужно обратиться за консультацией к психотерапевту. Помните о том, что поведение ребенка с нехваткой внимания можно откорректировать.

Источник: psycho4you.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

По сути это психоневрологическое расстройство, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.

Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.

Признаки гиперактивности:

  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.

Симптомы импульсивности:

  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Читайте также: синдром Туретта у детей

Источник: www.baby.ru

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации, состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении, здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

Список литературы:

1. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник: www.maam.ru