Детский сад: больше плюсов или минусов?


Очень часто родители прямо-таки находятся на перепутье: отдавать их сокровище в детский сад или нет? Однозначно можно сказать только одно: не стоит запихивать ребёнка в первый попавшийся садик, не познакомившись с директором, воспитателями и нянечками. Кроме того, возможно, стоит подумать над тем, чтобы отдать малыша не в государственный садик, а лучше — в частный. Например, детские сады АНО Мир Детства предлагают вашему малышу внимание, заботу, качественную еду, а так же — разностороннее обучение. Но в сегодняшней статье мы всё-таки поговорим про плюсы и минусы детского сада для ребёнка в целом. Обсудим, что хорошо, а что — плохо, и на что следовало бы обратить внимание.

Давайте для начала поговорим о минусах.
1. Ребёнку однозначно будет тяжело адаптироваться. Конечно, малышу будет сложно, во-первых потому, что теперь придётся просыпаться всегда в определённое время, во-вторых, потому что он попадает в коллектив, к новым, не знакомым ему людям, в-третьих, потому что родителей нет рядом. В общем, как видите, причин для стресса — уйма. И, кстати, не факт, что малыш всё-таки сможет адаптироваться и подстроится под новый режим.
2. Повышается риск заболевания ребёнка. Контакт с одногодками, не всегда очень тёплые помещения — всё это может привести к возможности подхватить болячку.
3
. У ребёнка может изменится поведение, например, появляются признаки агрессии. Это опять же следствие того, что малыш находится в новом коллективе, с новыми людьми. Он просто ещё не привык к этому — дайте ему время и постарайтесь уделять больше внимания.
4. Могут возникнут проблемы с едой. Ребёнок может наотрез отказываться кушать детсадовскую еду. И возможно даже не потому, что она плохая, а просто потому, что она не такая, как у мамы.
5
. Недостаток внимание со стороны воспитателей. Ясное дело, что дитё будет привыкать к новой воспитательнице и привязываться. А он-то в группе ни один. Поэтому с временем малыш может ощущать недостаток внимания со стороны воспитателя и для него это может быть проблемой.

А теперь давайте всё-таки поговорим о плюсах.
1. В садике вашего сорванца будут обучать хорошим манерам и правильному поведению.
2
. Постепенно малыш начнёт быть более раскрепощённым и раскованным. Ему будет проще общаться со сверстниками, да и с вами он охотнее будет делиться разнообразной информацией.
3. Малыш начнёт лучше понимать, что такое правила и границе. Его нигде, лучше, чем в садике, этому не научат.
4. У него появятся определённые навыки общения с одногодками.
5
. Конечно, именно в садике ваше чадо получит лучшую дошкольную подготовку.
6
. Физическая активность в садике так же будет выше, чем, если малыш постоянно будет сидеть дома.
7
. Ребёнок учится самостоятельности.

Итак, как же всё-таки правильно поступить хорошим родителям? Это решение, которое разумеется, принимается каждым индивидуально. Но всё-таки наш совет таков: учтите все плюсы, не забывая о минусах.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Источник: multi-lady.ru

Вопрос о том, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад, рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы практически не зависит от уровня дохода или занятости родителей. Каждый из них имеет свой собственный опыт и мнение о плюсах и минусах нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Если маме необходимо выходить на работу, а ребенка при этом оставить не с кем, конечно, ничего не остается, как отправить малыша в садик. Но если выбор есть? Решение нужно принимать взвешенно и обдуманно, суммируя все за и против. С точки зрения таких наук, как педагогика, психология, социология и медицина существуют вполне определенные достоинства и недостатки посещения детских садов. Давайте их обсудим.

Сразу хочется отметить, что согласно многочисленным исследованиям, проведенным специалистами различных направлений, в целом нахождение ребенка в детском саду однозначно рассматривается как положительный фактор, необходимый для полноценного воспитания. И с этим трудно не согласиться, ведь с незапамятных времен человек всегда существовал, жил и развивался в коллективе.

Умение правильно контактировать с другими членами общества во многом определяет дальнейшую жизнь человека, начиная с межличностных отношений, важных для социализации личности, построения семьи и отношений, до производственных, имеющих значение для построения карьеры и становления себя. Закладывается умение общаться, безусловно, с самого детства и никакие няньки или неработающие бабушки не дадут ребенку того, что сможет дать опыт посещения детского сада.

Воспитательные и психологические аспекты имеют также неоспоримый вес. Постоянное взаимодействие с детьми и взрослыми, обучение навыкам игры, общения, творчества, гимнастика, режим дня, прогулки и занятия на свежем воздухе – все это ваш ребенок сможет получать ежедневно, находясь в детском садике. Рассмотрим положительные стороны посещения сада более подробно.

1. Общение со сверстниками: пожалуй, главное, что дает детям посещение детского сада – это возможность постоянного контактирования и общения с другими детьми. Никакие прогулки на площадке и гости не сравнятся по степени насыщенности с тем общением, что ребенок получает в саду. Дети учатся играть в ролевые игры не с родителями, а со своими ровесниками. Малыши через дружбу или порой конфликты пытаются взаимодействовать друг с другом, что дает бесценный опыт для дальнейшей жизни.

2. Общение с другими взрослыми: до начала школьной жизни родители, безусловно, остаются главными авторитетами для детей. Но с помощью детского сада ребенок узнает, что кроме мамы и папы существуют и другие взрослые, мнение которых необходимо уважать и к чьим просьбам прислушиваться и выполнять их. Практика такого общения поможет ребенку в будущем избежать проблем при установлении отношений с учителями в школе.

3. Дисциплина: в детском садике дети учатся соблюдать определенные правила и нормы поведения, что, безусловно, идет на пользу их воспитанию. Малыши, особенно избалованные родителями, начинают осознавать, что не все в жизни подчинено их желаниям. В саду воспитатель и распорядок решают, когда ребенку идти кушать, когда спать, а когда гулять и играть. Все это организовывает малыша, дает ощущение уверенности, которое так важно в детстве.

4. Режим дня: взрослые редко когда соблюдают режим дня, хотя на самом деле это весьма полезно для организма. В саду дети едят, спят, гуляют, занимаются и играют всегда в одно и то же время изо дня в день, что положительно сказывается на их росте, развитии и здоровье. Дома организовать режим у родителей получается довольно редко.

5. Самостоятельность: в группе ребенок учится быть самостоятельным, ведь рядом нет мамы или бабушки, которая покормит с ложечки, уложит спать и приберет игрушки. Малыш начинает делать все то, что ему положено по возрасту, в том числе ухаживать за собой: ходить на горшок, умываться, причесываться, одеваться без помощи взрослых.

6. Физическая активность: в садике малыши никогда не сидят на месте за исключением тихого часа и групповых занятий за столом. Они не играют за компьютером или в планшете, не смотрят мультики часами, находясь без движения. В саду обязательна утренняя гимнастика, подвижные игры, в том числе на воздухе, лечебная физкультура, бассейн. Все это оказывает огромную пользу здоровью и развитию ребенка.

7. Хорошие манеры: посещение сада прививает малышам хорошие манеры. Дети учатся здороваться с взрослыми и детьми при встрече, прощаться, обращаться на «вы», благодарить, складывать свою одежду, убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой и после туалета, делиться с другими детьми…Когда это происходит ежедневно, да еще и коллективно, навыки запоминаются очень быстро и доводятся до автоматизма.

8. Творческое развитие: далеко не каждый ребенок в 2-4 года осмелится выйти в центр зала перед другими людьми и рассказать стихотворение или спеть песенку. В детском саду постоянно проводятся какие-то праздники, музыкальные занятия, сценки, танцы и другие мероприятия, в которых дети принимают непосредственное участие и могут показать себя.

Благодаря этому малыши постепенно становятся более активными и раскованными, групповые выступления и громкие аплодисменты придают уверенности в себе и повышают самооценку, что естественно очень важно для формирования личности и становления характера ребенка.

9. Интеллектуальное и умственное развитие: в каждом детском саду обязательно существует программа по развитию и воспитанию детей. С малышами ежедневно занимаются лепкой, рисованием, аппликациями, конструированием, развитием речи, изучением окружающего мира и музыкальными уроками. Конечно, помимо этого хорошо бы закреплять результаты обучения с ребенком и дома или отдать его в какую-нибудь секцию или кружок, но в любом случае сад дает ребенку необходимые для его возраста знания и умения.

10. Подготовка к школе: не каждый родитель обладает педагогическим опытом и достаточным количеством времени, чтобы подготовить ребенка к школе, научить всему необходимому, что должен знать дошкольник. В саду же, как уже было сказано выше, с малышами каждый день занимаются. Сначала проводятся легкие и непринужденные занятия с красками, пластилином или цветной бумагой в виде игр.

А чем старше дети, тем сложнее процесс обучения: ребята учатся считать, вырезать геометрические фигуры, читать, знакомятся с природой и музыкой, тренируют память, запоминая стихи и песни и многое другое. Даже если дома ребенка трудно увлечь какой-то деятельностью, в садике малыш обычно занимается за компанию с другими детьми, берет с них пример. Благодаря занятиям у ребят развивается усидчивость, так необходимая в школе в будущем.

Как видите, плюсов в том, чтобы ребенок посещал детское дошкольное учреждение, не так уж мало. А теперь давайте поговорим об обратной стороне медали.

Каковы минусы детских садов?

1. Частые заболевания: пожалуй, самым главным для родителей минусом детского сада является то, что ребенок начинает часто болеть. Неделя в саду, две дома – обычная практика первого года посещения садика и с этим трудно поспорить. В основном малыши болеют острыми респираторными инфекциями, заразиться которыми в тесном кругу проще простого. Также распространены такие заболевания как ветряная оспа, краснуха, скарлатина, корь.

Но хочется сказать, что такой очевидный факт, как увеличение заболеваемости, на самом деле не такой уж отрицательный. Ведь много инфекционных заболеваний (та же ветрянка и краснуха) в детском возрасте переносятся гораздо легче, а во взрослом могут представлять реальную опасность для здоровья (например, для беременных). Поэтому лучше уж переболеть ими будучи ребенком.

Что же касается респираторных заболеваний, то количество вирусов, их вызывающих, не бесконечно, и каждое перенесенное орз или орви вырабатывает у ребенка иммунитет, благодаря чему в будущем он будет болеть намного реже. Если же частые простуды у малыша сопровождаются осложнениями, сад здесь абсолютно не при чем.

Играет роль тактика лечения, бытовые условия, питание и, безусловно, иммунитет ребенка. К тому же, если ребенок не переболеет вирусными инфекциями в саду, почти наверняка он начнет болеть в школе, а пропустить неделю садика и неделю школы, согласитесь, вещи несопоставимые.

Закаляйте ребенка с рождения, постоянно проветривайте помещение, не кутайте малыша, старайтесь избегать сквозняков, занимайтесь с малышом гимнастикой и физкультурой, приучайте к режиму дня и правильному питанию. Эти профилактические меры позволят снизить риск заболеваемости и укрепить защитные силы детского организма. Кстати, ранее мы уже обсуждали, как быстро повысить иммунитет ребенка.

2. Стресс от разлуки с мамой: большинство детей с рождения и до того момента, как их отдают в сад, проводят все время с мамой или другими близкими родственниками и, конечно, оставшись без них, начинают чувствовать себя эмоционально беззащитными. Для нормального развития детям очень необходима постоянная поддержка, любовь и тепло, чего сад дать не в состоянии, поскольку детей в группе очень много и воспитатель чисто физически не может утешить каждого.

3. Сложная адаптация: как утверждают специалисты, вероятность легкой или тяжелой адаптации к посещению садика — 50 на 50. Есть малыши, которые с радостью бегут в сад на всех парах и чувствуют себя там как дома, а есть детки, для которых каждое утро, когда нужно собираться в садик, оборачивается слезами и истерикой.

Процесс привыкания для каждого ребенка очень индивидуален и может занимать разное время и проходить очень болезненно или совершенно незаметно. Родителям остается только отвлекать малыша и стараться не нервничать. Рано или поздно дети в любом случае привыкают к коллективу, заводят друзей, занимаются интересными занятиями, что стимулирует их на посещение сада.

4. Дефицит внимания: количество детей в группах обычного детского сада варьируется в среднем от 15 до 30 человек и при таком раскладе, конечно, трудно говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Сад – это в первую очередь коллектив. В каждом коллективе бывают лидеры – кто-то лучше рисует, кто-то хорошо поет и т.д.

Но развивать таланты и уделять внимание кому-то одному воспитатель не может. Существует определенная программа, пройти которую должны все дети – и более способные и отстающие. Для воспитателя все дети должны быть равны. Поэтому развитием талантов своего чада должны родители.

5. Нежелательный лексикон: в группах обыкновенного муниципального детского сада собраны дети из разных семей – благополучных и не очень, и естественно в процессе общения дети обмениваются опытом и познаниями о тех или иных сторонах жизни, пополняют словарный запас порой такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Увы, такая практика неизбежна: рано или поздно все через это проходят. Научить плохому может и соседский мальчик во дворе.

6. Изменения в поведении: новые особенности в поведении малыша начинают проявляться уже в первые несколько месяцев посещения сада. Ребенок сталкивается с отличной от домашней системой воспитания и не всегда может адекватно реагировать на изменения, поскольку самоконтроль у него еще недостаточно развит.

Часто дети становятся более агрессивными, высказываются в повелительном тоне, замахиваются, дерутся. Родителям стоит относиться к этому спокойно, просто давая понять ребенку, что в семье так себя вести не принято. Постепенно малыши успокаиваются и перестают применять меры воспитания в саду в домашнем общении. Если же ребенок продолжает проявлять агрессию, к проблеме надо подойти серьезнее. Помогут справиться с ситуацией советы о том, как отучить ребенка драться.

7. Проблемы с питанием: мало кто кормит детей такой же пищей, которую подают в саду: молочные супы, манка, пшенная каша, зеленый горох…Поэтому новая еда и ее подача – это то, к чему малышу придется привыкать. Со временем детки начинают кушать всю еду, которая входит в меню детского сада, но стресс от нововведений никто не отменял.

Итак, что же нужно делать волнующимся за своих чад родителям? Главное – видеть плюсы, но и не игнорировать минусы. Стараться наладить отношения с воспитателем и принимать активное участие в жизни своего ребенка и непосредственно в деятельности по обеспечению комфортного нахождения малыша в детском саду.

Быть чутким и внимательным к тому, что ребенок рассказывает о детском садике, прислушиваться к его тревогам и переживаниям. Вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала сада, если такое будет замечено. Детский сад – это большой опыт и пусть у вашего ребенка он будет только положительным!

Источник: LuxMama.ru

Любая организация, созданная человеком, неизбежно имеет свои плюсы и минусы. Сегодня оценим положительные и отрицательные аспекты посещения ребёнком детского сада, чтобы родителям было легче подготовиться к новому этапу в жизни малыша.

Проблема выбора дошкольного учреждения

Каждому родителю рано или поздно приходится решать вопрос о посещении ребёнком детского сада. Критерии выбора дошкольного учреждения зависят от многих параметров:

  • благосостояния семьи;
  • собственного опыта;
  • личных предпочтений и т. д.

Сегодня для мам и пап существует альтернатива муниципальному детскому саду в виде коммерческих организаций.

Иногда родителям непросто определиться с видом детского сада. Необходимо изучить много информации, почитать соответствующие форумы, поговорить с опытными людьми. Поскольку бо́льшая часть российских детей посещает муниципальные учреждения, рассмотрим их плюсы и минусы.

Важно учитывать, что положительные и отрицательные тезисы будут носить относительный характер, поскольку одно и то же положение для каждого человека может восприниматься по-разному.

Плюсы посещения детского сада

Несмотря на некоторые категорические высказывания против муниципальных детских садов, не замечать в нём плюсов как минимум некорректно. Они есть, и их немало.

Доступная цена

В условиях длительного экономического кризиса семьям приходится тщательно следить за расходами. В отличие от других организаций, муниципальный детский сад имеет самую низкую оплату за месяц. В зависимости от региона стоимость колеблется от 2020 до 2020 рублей. Кроме того, льготным категориям граждан (многодетным, малообеспеченным и др.) предоставляются хорошие скидки.

Родители платят процент от стоимости содержания ребёнка в детском саду, он может быть различным в регионах, но не должен превышать 20%

Близость к дому

В каждом городе количество муниципальных детских садов значительно превышает коммерческие. Уже с 3 месяцев от рождения малыша родители могут встать в очередь, выбрав при этом до 5 ближайших к дому учреждений. Преодоление утром и вечером небольших расстояний при доставке детей в сад и обратно сохранит время, нервы и настроение всем участникам процесса.

Расположение детского сада рядом с домом, особенно в мегаполисе, имеет решающее значение как для родителей, так и для детей

Социализация

В условиях детского коллектива ребёнок вовлекается во множество социальных связей со сверстниками и взрослыми. Малыш приобретает бесценный опыт личных, бытовых, общественных взаимодействий. Он учится:

  • принимать решения;
  • отстаивать своё мнение;
  • терпеть;
  • уступать;
  • защищаться;
  • устанавливать контакт;
  • понимать желания других и т. д.

Все эти навыки очень важны и помогут ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к школе, вузу, работе.

Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребёнок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций

Режим дня

Дома ребёнку достаточно сложно соблюдать режим. А ведь он ему очень пригодится в дальнейшей жизни. К тому же правильный распорядок дня положительно сказывается на здоровье и самочувствии, позволяет правильно распределить силы, экономит энергию.

Подготовка к школе

Муниципальный детский сад — это образовательное учреждение, соответствующее государственным стандартам. Каждая дошкольная организация работает по программе, которая готовит ребёнка к школе. Обучение грамоте, математике, развитию речи, лепке, рисованию дают малышу необходимые знания для 1 класса, поскольку все современные программы начального образования обладают повышенной сложностью.

Помимо знаний, детский сад даёт психологическую готовность к общению со сверстниками и взрослыми.

Система занятий в детском саду помогает всесторонне подготовиться к школе

Всестороннее развитие

Дошкольная образовательная программа рассчитана на гармоничное развитие ребёнка: обучение грамоте и счёту, творчеству, музыке, физической культуре и т. д. В зависимости от детского сада могут быть предоставлены дополнительные занятия (чаще платные) по эстетическому развитию, танцам, посещение бассейна и др.

Образовательная программа детского сада составлена профессионалами согласно возрасту и охватывает все стороны развития полноценной личности

Минусы посещения детского сада

Недостатков в детском саду тоже предостаточно, но их количество зависит от конкретного учреждения, индивидуальных особенностей ребёнка, запросов родителей и других параметров.

Сложности с адаптацией

По статистике, адаптация к детскому саду проходит успешно/неуспешно в соотношении 50/50. Даже в одной семье каждый ребёнок по-разному привыкает к новым условиям. По оценкам педагогов, существуют три степени адаптации:

  • лёгкая;
  • средняя;
  • тяжёлая.

Большинство детей привыкают к детскому саду в среднем за 10–60 дней, что характерно для лёгкой и средней степеней. При тяжёлой адаптации специалисты рекомендуют отложить посещение на некоторое время.

Адаптацию к детскому саду сложно пережить как ребёнку, так и маме

Частая заболеваемость

Как правило, первые 1–2 года посещения сада дети особенно часто болеют ОРВИ и другими инфекциями. Разумеется, родителям не может это нравиться, поскольку иногда малыш больше находится дома, чем в дошкольном учреждении. Но постоянные болезни очень тесно связаны с адаптацией ребёнка: чем тяжелее привыкание, тем чаще инфекции. Помимо этого, влияют и другие факторы:

  • готовность ребёнка к детскому саду;
  • профилактические мероприятия;
  • условия содержания детей;
  • профессионализм и добросовестность персонала и т. д.

Доктор Комаровский читает, что перенесённые ребёнком инфекционные заболевания играют важную роль в становлении иммунитета.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнём с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.

Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения… Каждое перенесённое ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания.

Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребёнок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чём. Иммунитет самого ребёнка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление лёгких, абсолютно не связана с тем, посещает ребёнок детский сад или нет.

Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку

Группы муниципального детского сада рассчитаны максимум на 25 человек (по нормам СанПиН), но в действительности в них могут находиться и до 30–32 человек. Очевидно, что в таких условиях и речи нет об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Обязательную программу обучения проходят все дети одинаково. Распознаванием талантов и дальнейшим их развитием должны заниматься родители.

Обучение в детском саду происходит при помощи коллективного подхода

Вредное влияние других детей

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. В каждой существуют свои особенности поведения, и не всегда они положительные. Ребёнок впитывает всё подряд как губка, и вот родители стали замечать, что он дерётся, плюётся, кусается, кричит, ругается матом и т. д. Это всё результат детского общения. Не стоит паниковать, нужно постепенно разъяснять малышу границы хорошего и плохого.

Мне кажется, ребёнок должен пройти хороший детский сад. Там происходит жизнь со всеми плюсами и минусами. Если вы его огораживаете от сада, то дальше что — от школы? А потом? Создавать семейный бизнес? Но для этого просто необходимы развитые социальные навыки, которые дети осваивают в саду и школе.

Жизнь в детском саду не может быть идеальной

Персонал

Проблема персонала в дошкольных учреждениях стоит очень остро. Низкое финансирование и высокая ответственность не позволяют хорошо образованным и опытным педагогам работать в этой сфере. К сожалению, многие детские сады берут на должность воспитателя всех подряд.

Для того чтобы работать с маленькими детьми, уровень образования и культуры педагога должен быть очень высок. Выше, чем у педагогов, работающих со студентами и аспирантами. Потому что ответственности больше. А у нас и во всём мире наоборот. В России была выстроена дорогая система дошкольного образования. А сейчас экономика направлена на то, чтобы за меньшие деньги достичь большего результата. Это сложно.

Воспитатель детского сада несёт огромную ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей

Мнения родителей

Видео: доктор Комаровский о том, отдавать ли ребёнка в детский сад

Государственный детский сад имеет свои преимущества и недостатки. Но несмотря на негативные стороны, это образовательное учреждение даёт ребёнку бесценный опыт общения в коллективе сверстников и помогает подготовиться к школе.

‘;return t.replace(«ID»,e)+a}function lazyLoadYoutubeIframe(){var e=document.createElement(«iframe»),t=»https://www.youtube.com/embed/ID?autoplay=1″;t+=0===this.dataset.query.length?»:’&’+this.dataset.query;e.setAttribute(«src»,t.replace(«ID»,this.dataset.id)),e.setAttribute(«frameborder»,»0″),e.setAttribute(«allowfullscreen»,»1″),e.setAttribute(«allow», «accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»),this.parentNode.replaceChild(e,this)}document.addEventListener(«DOMContentLoaded»,function(){var e,t,a=document.getElementsByClassName(«rll-youtube-player»);for(t=0;t

Источник: babyzzz.ru

Получить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада. 

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных.  Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Источник: letidor.ru

Получить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада.

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных. Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Поговорим о плюсах

«А есть ли вообще в детском саду плюсы?» – этот вопрос задала мне подруга полтора года назад, когда оба наших сына находились на пике непростой адаптации. В тот момент я не смогла ответить. Но когда прошел острый период, появилась стабильность и положительный опыт, а сложности остались позади, в голове появилась ясность. И плюсы стали видны отчетливее.

Обучение хорошим манерам. В этом маленьком обществе существуют свои порядки: здороваться при встрече, благодарить помощника воспитателя за принесенный обед, прощаться, уходя домой, обращаться к взрослому на «вы». И даже если в семье детей не учат вежливости специально, садик прививает хорошие манеры, и со временем в доме начинают звучать «приятного аппетита», «спасибо» и «здравствуйте». В детском саду считается нормой – убрать за собой игрушки, перед тихим часом аккуратно сложить одежду на стульчик, вымыть руки после улицы. Об этом без устали напоминают воспитатели. Полезные ритуалы закрепляются ежедневно и со временем доводятся до автоматизма.

Постепенная раскованность. Далеко не всем детям просто выйти в центр музыкального зала и рассказать стихотворение. 2-3-леток даже не пытаются заставлять это делать, поэтому ношу театральных выступлений в младшей группе несут активисты, любители быть на переднем плане. Но, начиная с 4-5 лет, малыши смелеют, и может оказаться так, что тот, кто весь прошлогодний утренник просидел на коленях у мамы, сегодня выходит к Деду Морозу второй раз, потому что ему понравилась процедура чтения стихов и жаркие аплодисменты зрителей. Детей задействуют в сценках, танцах, пении и тем самым поощряют и развивают способность выступать на публике. А родительская похвала и улыбки из зрительного зала повышают самооценку.

Понимание правил и границ. В детском саду ребенок сталкивается с тем, что он должен выполнять указания воспитателя и действовать в рамках определенных правил. Некоторые дети в детсадовской среде впервые сталкиваются с понятием авторитета взрослого. Сложнее всего с этим смириться тем, у кого дома полная демократия. Воспитателям с такими детьми обычно довольно сложно: они непредсказуемы в своем поведении, часто гиперактивны, не слышат и не слушают взрослого.

Однако и таким детям детский сад показывает пример того, что не все на свете подчинено воле ребенка. Что существует дисциплина и беспрекословные табу: не драться, не убегать с игровой площадки, выполнять задания на занятиях. Есть режим: еды, сна, прогулок, игр и занятий. Все это организовывает ребенка и дает ощущение предсказуемости и уверенности, которое в детстве необходимо.

Навыки общения с равными себе. Пожалуй, главный плюс и задача детского сада – научить детей общаться с другими детьми как индивидуально, так и в коллективе. Ни поездки в гости, ни регулярные прогулки на площадке во дворе не сравнятся по степени насыщенности с общением в детском саду. Малыши учатся играть в ролевые игры не с мамой и папой, а с товарищами своего возраста. Они видят разных детей, учатся принимать их особенности, начинают дружить и понимать, кто им ближе по духу.

Учатся делиться игрушками. Ждать своей очереди. Помогать. Выступать вместе. Учатся слаженности действий. Именно такую командную слаженность я наблюдала совсем недавно, когда перед новогодним утренником детям, играющим в разных уголках комнаты, сказали построиться парами, и они, услышав воспитателя, подходили к ближайшему ребенку, брали его за руку и вставали в пары друг за другом. Построение заняло у них не больше минуты, настолько отрепетированным и привычным было для них это простое действие.

Подготовка к школе. Не все мамы и папы находят в себе педагогическую жилку и не каждый работающий родитель успевает научить детей необходимым азам. Детский сад действует по специально разработанной программе, развивающие занятия там проводятся ежедневно. Расписание таких занятий обычно можно увидеть на стенде при входе в группу. Среди них лепка, рисование, математика, развитие речи, музыка, физкультура, изучение окружающего мира. Даже если дома ребенок не проявляет интереса к какому-то виду деятельности, то в садике за компанию и просто потому, что так сказал воспитатель, он учится правильно держать карандаш, рисовать геометрические фигуры, вырезать по контуру, классифицировать окружающие предметы. Форма 20-минутных занятий развивает усидчивость, которая будет так нужна ребенку в школе. Ну а если при садике организованы еще и тематические кружки, то это не только удобно, но и полезно для развития и может повысить интерес ребенка к посещению детского сада.

Физическая активность. В группе малыши не сидят на месте, не смотрят мультфильмы в неподвижной позе, не играют за компьютером. У них есть ежедневная гимнастика перед завтраком, физкультура трижды в неделю, а еще лазание по лесенкам и висение на турниках на игровой площадке. Многие дети вводят в семейную традицию утреннюю зарядку, копируя то, что им показывают в садике. Многие же удивляют своих родителей тем, как умеют прыгать, крутить обруч и сбивать кегли, потому что научились этому на занятиях.

Ребенок учится самостоятельности. Прежде всего, он учится какое-то время обходиться без родителей и справляться с различными ситуациями сам. Во-вторых, в детском саду побуждают самому одеваться и обуваться, есть, ходить в туалет, убирать за собой игрушки, помнить о своих личных вещах, оставленных в шкафчике.

Конечно, этот процесс не обойдется без проблем. Дети толкают друг друга, отбирают игрушки, обзываются, шумно отстаивают свои интересы. Но в то же самое время они учатся делиться этими пресловутыми игрушками, постоять за себя, озвучивать просьбы, формулировать желания, чувствовать границы.

* * *

Итак, что же делать волнующимся родителям? Видеть плюсы и ни в коем случае не игнорировать минусы. Устанавливать хорошие отношения с воспитателями. Посильно участвовать в жизни заведения, в котором ребенок проводит большую часть дня. Реагировать на неадекватное поведение персонала детского сада. Быть внимательными к переживаниям ребенка и рассказам о том, что его тревожит. И идти по пути не сопротивления, а принятия детского сада, позитивного отношения к нему, если все-таки было принято решение, что ребенок готов его посещать. И пусть этот опыт будет только положительным!

Лена Чарлин, letidor.ru

Источник: mamuli.club

Мои отношения с детским садом складывались непросто. Когда Максу был 1 год, у меня не было сомнений в том, что он пойдет в сад (ну а как иначе? «Все» же дети ходят!). Когда ему исполнилось 2 года, мое отношение в корне изменилось: «Мой ребенок в сад не пойдет ни за что на свете!». К тому времени я познакомилась и виртуально подружилась с мамами детей, которые не ходят не только в сад, но и в школу. Изучила много информации о домашнем обучении, проштудировала «анскулерские» форумы и поняла, что в сад ходят далеко не «все» дети, и это не обязательная составляющая счастливого детства.

Ближе к 3 годам, когда мы узнали, что получили место в очень хорошем детском саду медицинской направленности (с массажной комнатой, кислородными коктейлями, собственными лором и окулистом и прочими полезностями и приятностями) мы пережили период мучительных споров и сомнений. Нам нужно было решить главное: ДА или НЕТ? И мы решили попробовать, дать Максиму шанс, оставляя ему при этом право на выбор. Если бы он сказал саду категорическое «нет», на тот момент я была готова сидеть с ним дома до школы. Но… в садике ему понравилось. Адаптация прошла быстро и безболезненно, он нашел там много новых друзей (преимущественно подружек), полюбил всей душой лепку и физкультуру.

Когда мы обсуждаем с подругами детский сад, разговор почти всегда сводится к болезням, которые «приносит» из сада ребенок. Но не могут же быть от посещения детского сада одни минусы – в виде болезней? Должны же быть и плюсы, — подумала я, и как всегда, решила разложить все по полочкам. Итак, начнем с минусов, чтобы закончить приятным.

Минусы

Культура поведения. Когда Максу было 3 года, я отдыхала на море с ним, своей старшей сестрой и ее двумя сыновьями, которые ходили в садик на тот момент. Что такое детский сад, я тогда представляла весьма смутно… И в то лето была просто поражена количеством «туалетных» шуточек у своих племянников, а также их манерой поведения за столом – смачные рыгания и кое-что похуже. Сестра и ее муж, конечно, так себя не ведут, поэтому мне было удивительно и непонятно – откуда у них это?

— Из сада, дорогая, из сада. И вас ждет этот кошмар! — пояснила мне сестра.
— Ну, уж нет! Мой ребенок за столом рыгать не будет, — возмутилась я.
— Ха, поговорим об этом через год, — услышала я в ответ.

Макс ходит в сад уже два с половиной года. За столом он, конечно, не рыгает, но кое-какие пророчества моей сестры сбылись. Например, знаменитый садовский «туалетный» юмор и шуточки. Даже юмором это назвать сложно. Однажды я подглядела, как дети в группе одеваются на прогулку. Натягивают колготки-футболки, выкрикивая по очереди: Попки! Какашки! И заливаются богатырским хохотом. И вроде бы понимаю, что чем больше будет запретов на юмор «ниже плинтуса», тем слаще будет запретный плод. И что если дать вволю наговориться и насмеяться над «какашками» и иже с ними, то ребенок потом легко перейдет к другим темам и радостям жизни. Понимаю, что это определенный этап взросления – как во младенчестве надо все попробовать на вкус, исследовать всю квартиру, так и сейчас надо насладиться вкусом этих запретных слов, чтобы с легкостью с ними расстаться. Но все равно каждый раз вздрагиваю и морщусь, когда в очередной раз слышу это. Но, к счастью, Максим то ли чувствует мое настроение, то ли понимает, где это уместно, а где не очень. Но такие разговоры позволяет себе только в саду вместе с остальными любителями подобного рода юмора. Дома или в гостях такими выражениями он нас не «радовал» ни разу!

К садовскому фольклору еще можно отнести знаменитые детские страшилки. Вы помните в детстве, во время тихого часа, мы притворялись спящими, дожидались, когда воспитатель уйдет из спальни и, закутавшись в одеяло, рассказывали страшные истории о красных пятнах на стенах, зеленых пальцах, кикиморах и лесных злых духах. Максим нам выдал недавно одну такую сказочку на ночь. И я поняла, что в нашем детстве это были не страшилки, а так… детские потешки. Сейчас самая популярная в их группе страшилка — про книжного паука, который залезает в зрачок человека, когда тот читает книжку, а ночью во сне его убивает! Бррррр, даже мне стало не по себе от такой истории.

«Хочу, как у других!» — эта мания, которая развилась именно в садике, меня огорчает даже больше, чем болезни. Когда Макс долго не ходит в сад (летом, например), то все его желания – искренние, настоящие, взвешенные. Вместе с садом же начинается постоянное выпрашивание вещей, которые ему, вполне возможно, и не нужны совсем! Но они есть у других детей в группе. Макс хочет абсолютно все! Кофту с человеком-пауком, как у Вани, робота, как у Влада и даже кошечку, как у Алены! И как с этим бороться – ума не приложу…

Но самое главное, конечно, это то, что бОльшую часть своего золотого детства Максим проводит с чужими людьми. А с родителями по будням — лишь несколько часов по вечерам. Вот именно из-за этого аспекта я в свое время чуть не отказалась от места в саду.

Плюсы

Один из самых главных плюсов сада для меня – это детское бесилово. Этот молодецкий ржач, крики, визги, пихания-толкания и стояние на ушах. Есть дети, которые всего этого не любят и наоборот устают от такого времяпровождения, но мой ребенок в этом точно нуждается. И дома это при всем своем огромном желании я обеспечить ему не могу.

Друзья, тусовка, компания. Конечно, друзей можно найти не только в садике. Соседи, дети во дворе на площадке, дети-ровесники ваших друзей (у нас, например, таких нет), друзья в «развивалках». Если постараться и задаться целью – можно найти друзей. Напишу, как дело обстоит у нас. Днем в будние дни во дворах гуляют только годовалые малыши, двухлетки и старше – все по садикам. Друзей с детьми-ровесниками Максу у нас нет. Так что если бы мы не ходили в сад или «развивалку», даже не знаю, где бы мы выискивали компанию для прогулок. На этот момент часто жалуются мамы «домашних» детей, что детки с неохотой идут гулять в пустой двор как раз из-за того, что днем там трудно найти интересную компанию. И в полноценную ролевую игру с азартом, фантазией и, «чтобы все было как на самом деле!» можно сыграть только со сверстниками. Полноформатные «дочки-матери» с количеством ролей от 5 до бесконечности в домашних условиях воспроизвести сложновато, согласитесь.

Еще один важный плюс для меня – это обилие всевозможных занятий. И если лепкой, рисованием, аппликациями я еще худо-бедно могу позаниматься с Максимом сама, то полноценное музыкальное занятие (с живым аккомпанементом на пианино), танцами и песнями я для него устроить не смогу. Равно как и веселые старты на физкультуре – с двумя командами. А музыка и физкультура – как раз самые любимые его занятия в саду!

Регулярность занятий. Сейчас напишу ужасную вещь, но буду честной. В какой-то мере я переложила на сад ответственность за развитие своего ребенка. Регулярные занятия с логопедом, математика по Петерсон, занятия по окружающему миру, развитие речи, лепка, рисование, аппликация. Все это есть в саду на регулярной основе и по хорошим программам. Так что дома мы только читаем перед сном, и по 20 минут каждый день занимаемся прописями и чтением азбуки. Если бы в сад Макс не ходил, я бы уделяла больше времени и внимания занятиям дома с ним, но так как я знаю, что все это он получает в саду, моя совесть и эго спокойны.

И совсем эгоистичное. Когда Максим пошел в сад, муж начал поздравлять меня с 8 марта. Точнее, ему пришлось начать это делать. До этого ни муж, ни я не любили гендерные праздники – 23 февраля, 8 марта, не отмечали и не поздравляли друг друга. Но в саду к этим датам идет серьезная и длительная подготовка. К празднику пап и мам разучиваются стихи, делаются поделки и открытки, и детям дают домашнее задание – составить рассказ о том, как они дома праздновали и поздравляли мам и пап. Ну не может же мой муж подвести своего сына? Так что теперь на 8 марта я получаю самодельные открытки и аппликации от Максима, и цветы и сладости от мужа, что очень приятно.

А какие вы видите плюсы и минусы посещения детского сада?

Источник: materinstvo.ru

В последние годы идёт активный процесс реорганизации в образовании. По словам властей, это способствует экономии бюджета, а также позволяет поддерживать преемственность обучения и воспитания детей. Большинство работников не знают, чего ожидать от объединения разных образовательных учреждений.

Реорганизация: что это?

Реорганизация образования предполагает сокращение количества образовательных учреждений за счет их объединения. Таким образом, могут быть объединены разные образовательные организации: школы, детские сады, а также школы с детскими садами. Наибольшее количество вопросов вызывает объединение дошкольных и школьных учреждений.

При таком объединении образуется так называемый «Образовательный комплекс». Директором его становится школьный директор. Заведующая детским садом «сокращается» или уходит на место заместителя. Кроме того, происходит сокращение повторяющихся должностей: методиста, бухгалтера, некоторых педагогов.

Одна из главных целей создания образовательных комплексов – увеличение бюджетного финансирования на одну образовательную организацию. Ещё одна цель – обеспечение более эффективного обучения за счет сотрудничества учреждений, специализирующихся на детях разных возрастов.

Положительные стороны образовательного комплекса

Несмотря на скептическое отношения к реорганизации учителей и населения, объединение школ и детских садов имеет ряд своих преимуществ.

  • Увеличение количества финансовых средств, выделяемых на учреждение: чем больше обучающихся, тем больше предоставляется денег. За счет этого может повышаться качество образовательной среды: игрушки, литература, оснащение кабинетов и групп и прочее.
  • Преемственность образования дошкольника и школьника. В подготовительных группах и в школе можно установить единые требования к ребятам, а также в течение года постепенно знакомить их со школьной жизнью, показывать небольшие её «кусочки», чтоб заинтересовать и мотивировать будущих первоклассников. Кроме того, можно создать преемственную образовательную программу для сада и школы, благодаря чему детям будет легче адаптироваться к первому году школьного обучения.
  • Первоклассникам не придётся проходить период адаптации к новому коллективу: они имеют возможность отправиться в школу в составе своей группы.
  • Взаимодействие между педагогами также положительно скажется на процессе образования: они смогут в режиме заседаний обсуждать планы, методы, формы, средства обучения, а также делится индивидуальным опытом работы с теми или иными воспитанниками и обучающимися.
  • Более тесное взаимодействие с родителями: они смогут получать более чёткую и понятную информацию о переходе ребенка с одной ступени образования на другую.
  • Дополнение необходимыми специалистами: например, детский сад не мог позволить себе сенсорную комнату, а при соединении со школой, и детсадовские дети могут ее посещать.
  • Объединение ресурсов: например, школьная библиотека становится доступной для дошкольников, а бассейн, принадлежавший детскому саду – для начальной школы, которая раньше его не имела.
  • Школьники могут получать интересный опыт общения с малышами: организовывать для них праздники, в чём-то помогать, чему-то учить. Это благоприятно будет сказываться на воспитании детей всех возрастов.
  • Педагоги начальных классов имеют возможность заранее наладить отношения со своими будущими первоклассниками, посещая их занятия, проводя интересные игры и участвуя в их праздниках.

Образовательный комплекс: отрицательные моменты

Несмотря на достаточно большое количество «плюсов», реорганизация в образовании имеет и массу отрицательных сторон. Так ли всё замечательно на самом деле, как хотят преподнести власти и «верхушка» системы образования? Каковы же недостатки этого явления?

  • Масштабное сокращение персонала: достаточно большое количество людей теряет работу, которую в настоящее время нелегко найти. Образовательная организация может лишиться и ценных кадров, значимость которых трудно переоценить.
  • Руководство школы не в достаточной мере разбираются в дошкольном возрасте и в важности именно игры, а не обучения дошкольников. На этой почве могут возникнуть конфликты между руководством и подразделением детского сада, так как работники последнего понимают важность и необходимость игровой деятельности, и им придется отстаивать свою точку зрения. Если им это не удастся, то дети уже в саду рискуют потерять всякий интерес к обучению.
  • При нахождении сада и школы в разных зданиях, с преемственностью и подготовкой к школе не всё так гладко: педагоги школы и сада не так часто могут встречаться, как того требует ситуация, дети-дошкольники редко могут реально посещать школу для подготовительной адаптации, взаимодействие педагогов также организовать непросто.
  • Руководитель такого масштабного комплекса может упустить из внимания важные моменты, так как не всегда может быть в контакте со всеми подчинёнными.
  • Зачастую несправедливо распределяется финансирование: школе достаётся больше средств, в том числе, на зарплаты, даже несмотря на количественное превосходство дошкольных работников.
  • В связи со слишком ранним погружением в школьную жизнь, будущие первоклассники могут потерять интерес и мотивацию к обучению.
  • Если в образовательном комплексе есть специальные коррекционные группы и классы, то от них, скорее всего, в скором времени избавятся: численность их меньше, а затрат на них – больше, чем в общеобразовательных группах и классах.

Объединение детских садов и школ – достаточно «молодая» практика в нашем государстве. С одной стороны, она может привести к повышению качества образования и тесному взаимодействию структур, а может – к разрушению уже имеющихся возможностей, предоставляемых образовательными организациями, а также сокращению работников и ущемлению прав тех, кто немного слабее.

Источник: plusiminusi.ru